Что подразумевает подготовка элементов информационной среды. Петрова Е.В. "Человек и информационная среда: проблемы взаимодействия.". Роль пользователя в создании информационных систем и постановке задач


В современную эпоху информационного взрыва и информационной революции человечество вынуждено за ограниченное время осуществить приспособление к новым условиям своего бытия. Это резко актуализирует необходимость философского обсуждения самой проблемы взаимодействия человека с информационной средой. На первый план выходит проблема успешной адаптации человека в современной информационной среде. Информационная среда, становясь все более важной и неотъемлемой частью окружающей среды, предъявляет к человеку возрастающие адаптивные требования. Человечество было вынуждено адаптироваться к природной и искусственно созданной информационной среде на всем протяжении своего развития, однако, жизнь современного человека определяется новыми реалиями, новыми экологическими и социальными обстоятельствами. Поэтому сейчас весьма актуальна задача анализа позитивных и негативных аспектов процесса адаптации, осмысления новых путей адаптации человека к среде обитания и новых форм построения информационной среды, максимально отвечающей запросам общества и личности.

Ныне необходимо искать контуры современной целостной концепции человека как адаптивно-адаптирующего существа на основе философского анализа единства и взаимозависимости социального и природного аспектов адаптации. Проблема адаптации человеческого социума осуществляется не столько за счет адаптивных физиологических способностей, сколько за счет построения надиндивидуальной адаптивной системы – культуры. Социум (сообщество людей, осознающих свое единство и стремящееся его сохранить) является саморегулирующейся системой, обладающей способностью к адаптивному поведению в окружающей среде. В отличие от активности животных человеческая деятельность представляет собой не просто адаптивный, а адаптивно-адаптирующий процесс, то есть приспособление к природной среде путем ее масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной «второй природы». Все вышесказанное свидетельствует о том, что проблема адаптации человека к информационной среде является остро современной, очень актуальной, смысложизненной для нынешнего этапа цивилизационного развития человечества.

Прежде чем анализировать проблему адаптации человека в изменяющейся информационной среде, нужно четко определить, что же такое информационная среда, какие этапы прошла она в своем развитии – с древних времен до той эпохи, в которую живет современный человек – информационной эпохи. На заре человечества информационная среда совпадала с окружающей природной средой. Основным источником информации была природа, от которой полностью зависела жизнь людей. С развитием общества происходило накопление вторичной, социальной информации, которая на сегодня играет определяющую роль в развитии отдельной личности и общества в целом. Современную информационную среду можно определить как совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры), а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации. Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет; компьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно с полным правом назвать информационной эпохой.

Конечным результатом информационно-компьютерной революции, происходящей на наших глазах, должно стать создание новой информационной цивилизации. В основе процессов управления и самоорганизации в живой природе и в человеческом обществе лежит информация, поэтому возникновение информационного общества представляет собой качественно новый этап в процессах самоорганизации информационных структур. Возникающее информационное общество, по-видимому, будет характеризоваться:

а) усилением роли информации и знаний в жизни общества и человека, овеществлением информации и превращением ее в ведущий фактор экономического развития, в основную экономическую ценность;

б) интеграцией различных способов коммуникации (устных, письменных и аудиовизуальных) в интерактивные информационные сети. Информационное общество – это сетевое общество: оно создано сетями производства, власти и опыта, которые формируют «культуру реальной виртуальности» (М. Кастельс).

В) сосредоточением на технологии улучшения обработки информации, поэтому процесс воздействия знания на само знание является специфическим для информационного общества.

Г) развитием творческого потенциала личности и возрастанием роли сознания в историческом процессе. Информационное общество – это «высокоорганизованное креативное общество» (Й. Масуда, А. Турен).

Можно выделить следующие ключевые этапы развития информационной среды, различающиеся по основным способам адаптирования информации: бесписьменное общество, общество с появлением письменности и современное информационное общество. До изобретения алфавитного письма информация хранилась в виде образов, с изобретением алфавитного письма европейская культура отдала предпочтение кодированию информации в символьном виде. С наступлением информационно-технической революции для записи, хранения и передачи информации используются оба способа (образный и символьный). Таким образом, во все времена человек старался максимально использовать доступные для него способы накапливать информацию. Использование накопленной информации явилось одним из факторов, давших возможность человеку, как биологическому виду, выжить в борьбе за существование.

Особенности адаптирования информации современным человеком заключаются в следующем:

Развитие аудиовизуальных средств передачи информации (телефон, радио, кино, телевидение) и, в особенности, компьютерныхтехнологий во много раз расширило и качественно изменило поток обрушивающейся на человека информации, до крайности обострив проблему адаптации человека к этой информации. Средства информационного воздействия оказывают огромное влияния на сознание человека и культуру. В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социальной адаптации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

Появляются такие адаптивные механизмы, как образование социальных структур по группам идентичности и стереотипность массовой культуры и массового сознания. Образование социальных структур по группам идентичности можно рассматривать как адаптивный механизм в борьбе человека за сохранение своего коллективного «Я» в мире, где распадаются старые социальные связи. Массовая культура, как и стереотипизация, является адаптационным механизмом, выполняющим роль психологического регулятора в жизни общества и отдельного индивида. Без стереотипов человек не справился бы с тем объемом информации, который он получает из внешнего мира.

Выделяются проблемы экологии человека, связанные с бурным развитием информационных технологий. В этой связи наблюдается отрицательная адаптация как на биологическом (компьютерный зрительный синдром, нервно-мышечные заболевания), так и на социально-психологическом уровне (зависимость от Интернета и компьютерных игр, травмирование детской психики сценами насилия на экране). В последней четверти ХХ века развернулась индустрия досуга, обогатившая рынок развлечений компьютерными играми. Компьютер вытесняет традиционные формы игры и игрового общения, что имеет как позитивные, так и негативные последствия. Компьютерные игры с детских лет сопровождают подрастающее поколение, вызывая, с одной стороны, гиподинамию, атрофию опорно-двигательного аппарата и мышечной мускулатуры, что можно трактовать как отрицательную адаптацию, с другой стороны, - быстро развивая интеллект, логическое мышление и воображение человека. В отличие от традиционных игр, особенно в ходе какого-либо празднества, имеющего нередко ритуальный, нетворческий характер, электронные игры зачастую находятся на грани с искусством, требуя дополнения электронных образов воображением и включения в действие интеллектуальной активности. В то же время компьютерные игры могут вырабатывать у некоторых индивидов пассивную позицию, тогда как в реальных играх происходит контакт с живыми партнерами и развивается физический и духовный потенциал личности. Компьютерный игрок привыкает перемещаться из одного виртуального мира в другой, быстро воспринимать незнакомые ситуации и адаптироваться к ним. В бурно изменяющемся обществе 21 века развитая интеллектуальная гибкость обеспечит приспособление к новым, неожиданным реалиям. Компьютерные игры выполняют, таким образом, функцию социализации молодежи в постиндустриальном обществе, подобно древним мистериям.

В результате создания человеком новой окружающей среды (городской, информационной) возникает ситуация, при которой организм человека не имеет эволюционно подготовленной нормы реакции и, поэтому, реагирует на изменения среды появлением новых профессиональных заболеваний, хроническим напряжением адаптационных систем. Диапазон приспособительных возможностей человека, как любого живого существа, ограничен. Перечисленные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия человека и современной информационной среды, требуют дальнейшего комплексного осмысления для поиска оптимальных путей их решения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что информационная среда является фактором, требующим фундаментально новой адаптации человека. Специфика современной информационной среды ведет к коррекции существующих природных и социальных механизмов адаптации человека и выработке новых. Информационные технологии, став стержнем современной цивилизации, изменяют не просто качество и содержание жизни современного человека, они грозят трансформировать сам способ его бытия в мире.

1

Ожерельева Т.А. 1

1 ГОУ Московский государственный университет геодезии и картографии

Статья анализирует отношения между понятиями информационное пространство, информационное поле, информационная среда. Показано, что информационное пространство делится на естественное и искусственное. Информационное поле также делиться на естественное и искусственное. Дается анализ каждого понятия и отношение между ними. Показано, что информационное поле вложено в информационное пространство. Отмечена пассивность информационного пространства и активность информационного поля. Показано, что информационная среда, является подмножеством информационного пространства и информационного поля. Показано, что информационная среда всегда связана с неким объектом. Этот объект есть объект окружения. Показано. что семантическое окружение является наиболее мелким по масштабу среди анализируемых объектов. Показано, что информационное пространство, информационное поле, информационная среда, семантическое окружение объекта исследований – образуют иерархический ряд понятий и не являются равнозначными.

информация

семантика

информационное пространство

информационное поле

информационная среда

семантическое окружение

информационный объект

отношение понятий

1. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В.Я. Терминологические отношения //Фундаментальные исследования – 2009. – № 5. – С. 146–148.

2. Boisot M. Information space: A framework for learning in organizations, institutions and culture. – Cengage Learning Business Pr, 1995.

3. Morrill R.L., Pitts F.R. Marriage, migration, and the mean information field: a study in uniqueness and generality //Annals of the Association of American Geographers. – 1967. – Т. 57. – № 2. – P. 401–422.

4. Tsvetkov V.Yа. Information field. // Life Science Journal 2014 – 11(5). – P. 551–554.

5. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда //НТИ. – 1976. – Сер. – 1976. – Т. 2. – С. 3–6.

6. Цветков В.Я. Информатизация: Создание современных информационных технологий. Часть 1. Структуры данных и технические средства.– М., ГКНТ, ВНТЦентр, 1990. – 118 с.

7. Kluver R. Globalization, informatization, and intercultural communication. – 2008.

8. Цветков В.Я. Формальная и содержательная классификация // Современные наукоёмкие технологии. – 2008. – № 6 – C. 85–86.

9. Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами. – М.: Наука, 2003. – 428 с.

10. Цветков В.Я. Естественное и искусственное информационное поле// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5, ч. 2. – C. 178–180.

11. Цветков В.Я. Стандартизация информационных программных средств и программных продуктов. – М.: МГУГиК, 2000 – 116 с.

12. Tsvetkov V.Yа. Opposition Variables as a Tool of Qualitative Analysis // World Applied Sciences Journal. – 2014. – 30 (11). – P. 1703–1706.

13. Tsvetkov V.Ya. Framework of Correlative Analysis // EuropeanResearcher, 2012, Vol.(23), № 6–1, P. 839–844.

14. Tsvetkov V.Ya. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination // European Researcher, 2013, Vol.(45), № 4–1, P. 782–786.

15. Майоров А.А., Матерухин А.В. Геоинформационный подход к задаче разработки инструментальных средств массовой оценки недвижимости // Геодезия и аэрофотосъемка – 2011. – № 5. – C. 92–98.

17. Майоров А.А., Цветков В.Я. Геореференция как применение пространственных отношений в геоинформатике // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2012. – № 3. – C. 87–89.

18. Tsvetkov V. Yа. Worldview Model as the Result of Education // World Applied Sciences Journal. – 2014. – 31 (2). – P. 211–215.

19 Цветков В.Я., Чехарин Е.Е. Окружение информационных единиц // Вестник МГТУ МИРЭА. 2014 – № 2 (3) – C. 36–42.

20. Чехарин Е.Е. Информационная модель семантического окружения // Перспективы науки и образования- 2014. – № 4. – C. 20–24.

21. Цветков В.Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12. – C. 123–124.

При достаточно долгом развитии любого научного направления его специальные термины образуют систему согласованных понятий, отражающих содержание этой предметной области. Согласование понятий состоит в том, что научные термины образуют и подчиняются строгой системе терминологических отношений . Система терминологических отношений связана с понятием онтологий и сущностей данной предметной области. Задача создания системы отношений между терминами связана с задачей научных исследований в каждой области. По мере появления новых понятий возникает необходимость пересмотра системы терминологических отношений. особое место занимают термины, которые используются в междисциплинарном значении. Они требуют специального анализа и согласования. Именно к таким относятся термины информационное пространство, информационное поле, информационная среда и семантическое окружение. Термин «информационное пространство» применяется в широком понимании и различных значениях. Термин «информационное поле» также используется достаточно широко и иногда эти понятия рассматривают как синонимы. По нашему мнению это не корректно. В семантической близости с этими терминами находиться термин «информационная среда», который также требует уточнения и сопоставления с информационным полем и информационным пространством.

Информационное пространство . Пространство является одной из базовых категорий физики и философии. Это понятие используется в широком (глобальном) и узком значении, в определенном направлении (информационное пространство) или при решении класса задач (гильбертово пространство). Информационное пространство может быть естественным и искусственным. Естественное информационное пространство отражает внешний мир и служит источником информации и знаний для человека. Оно существует независимо от человека и содержит описания окружающего мира. Однако познание этого пространства осуществляется на основе инструментария, которым владеет человек. По мере развития науки и техники инструментарий совершенствуется. Это расширяет естественное информационное пространство как источник познания окружающего мира.

Искусственное информационное пространство создается человеком на основе знаний, теорий, моделей, систем и опыта. Искусственное информационное пространство с одной стороны является некой объяснительной моделью, с другой стороны, оно служит инструментом воздействия на окружающий мир. Искусственное информационное пространство создается на основе информации, которой располагает человек и поэтому является результатом информатизации общества .

Человечество с древних времен получало знания в информационном пространстве. Современное глобальное информационное пространство, во многих странах с высоким уровнем информатизации , имеет свои более мелкие национальные информационные пространства и отраслевые информационные пространства. Отражением естественного и искусственного информационного пространства является наличие естественной и искусственной классификации .

Для любого государства обязательным компонентом является единое информационное пространство. Оно служит средством управления и воздействия на общество. Оно включает в себя более мелкие по масштабу пространства: отраслевые, региональные, отдельного предприятия и т.д. Единое информационное пространство является системообразующим признаком любого государства . Единое информационное пространство должно опережать создание единого экономического и правового пространства, так же как оно должно опережать принятие решений в разных социальных сферах.

Искусственное информационное пространство можно рассматривать как антропогенную систему, содержащая связанные информационной сетью элементы пространства; информационные ресурсы, технологии их обмена и использования; хранилища информационных ресурсов; систему согласованных стандартов информационного обмена и технологий. Примером искусственного информационного пространства является координатное пространство, которое задается человеком на основе вводимых им координатных систем и произвольно выбираемых точек отсчета для этих систем.

В информационном пространстве, описывающем реальное пространство, может существовать специфическое отношение локализации. В информационном пространстве, описывающем семантическое пространство, может существовать специфическое отношение оппозиции .

Информационные отношения являются обязательным фактором информационного пространства. Они могут существовать в виде явной формы: иерархия, часть и целое, или в неявной форме, например, корреляты . Особенностью информационного пространства является то, что оно может иметь разные масштабы.

Информационное поле. Термин «поле» используют во многих научных направлениях для описания свойств реального пространства и реального мира. Поле, как правило, связывают с непрерывной или дискретной совокупностью величин, отражающих свойства или одно свойство окружающего мира. Иногда используют комбинацию этих совокупностей как дискретно-непрерывную. Примером дискретно непрерывной совокупности являются топологические поля. Широкое использование понятия поля во многих науках позволяет перенести это понятие в области наук об информации.

Информационное поле вложено в информационное пространство. Пространство является пассивным отображением окружающего мира. Поле содержит некие количественные и качественные характеристики пространства. На рисунке дана схема отношений информационного пространства, информационного поля и информационной среды. Цифрами на рисунке обозначены: 1 - информационное пространство. 2 - информационное поле. 3 - информационная среда. 4 - объект кружения информационной среды.

В соответствии со схемой на рисунке информационное поле (2) вложено в информационное пространство (1) и наполняет его количественными характеристиками. При этом следует подчеркнуть, что информационных полей может быть много и каждое может быть в ограниченной части информационного пространства. Информационная, среда в свою очередь, вложена в информационное пространство и информационное поле и может рассматриваться как их подмножество. Для информационной среды характерным является наличие объекта окружения, информационное взаимодействие с которым определяет границы информационной среды.

Рис. 1. Структурная вложенность информационного пространства, информационного поля, информационной среды и объекта окружения

Деление информационного пространства на естественное и искусственное приводит к делению информационного поля: на естественное и искусственное . Естественное информационное поле отражает объективно существующие свойства окружающего мира. Искусственное информационное поле является моделью создаваемой человеком.

Информационное поле характеризуется функциональной величиной, характеризующей количественно точки пространства . В физике эту величину назвали полевой переменной и этот термин закрепился как характеристика поля, хотя по существу эта функция координат пространства. Информационное поле - поле, в каждой точке которого определен один или несколько информационно определяемых параметров.

В информационных полях «параметр поля» может быть не только непрерывной функцией, но и дискретным индикатором. В связи с широким распространением виртуального моделирования появился термин “виртуальное информационное поле” .

Особенностью любого информационного поля является использование информационных отношений для определения полевой переменной или переменных. В семантических полях роль отношений выполняет референция и геореференция

Информационная среда . Информационное пространство можно рассматривать как глобальное описание, в которое вложено информационное поле. Информационная среда вложена и в то и в другое, но является меньшим объектом по масштабу (рис.1).

Информационное пространство и поле является независимой характеристикой относительно объектов, которые в них находятся. Информационная среда всегда связана с неким объектом, относительно которого эта среда рассматривается. Многозначность понятия информационная среда приводит к разным определениям, обусловленные разными аспектами рассмотрения.

Аспект рассмотрения объекта, связанного с информационной средой позволяет определить информационную среду как некое окружение объекта или совокупности исследуемых объектов.

В аспекте информационного пространства, информационная среда - это ограниченная часть информационного пространства, которая окружает объект исследования. Можно сказать, что информационная среда - это часть информационного пространства, редуцированная к объекту исследования. То есть понятие информационное среды подразумевает не только пространство, но и некий заданный объект исследования, который оно окружает и на который оказывает влияние. С этих позиций информационная среда - эта часть пространства, которое оказывает существенное влияние на определенный для этой среды объект исследования.

Используя понятие информационного взаимодействия и информационного поля можно дать еще одно определение информационной среде. Информационная среда - часть информационного поля, для которой существенным являются информационные взаимодействия, влияющие на объект исследования.

Информационная среда всегда искусственная. Она создается человеком для решения его задач. Поэтому она может создаваться как сложная система. Такая антропогенная система может использоваться как система поддержки или как подсистема управления. При создании информационной среды как обеспечивающей подсистемы при пространственном управлении объектом необходимо выполнение следующих условий, которые делятся на пространственные и полевые.

Семантическое окружение . Семантическое окружение объекта исследования является еще более мелким по масштабу объектом, который вложен в информационную среду и тесно связан с объектом следования.

Поле понятий является частью глобального информационного поля . Как показано в информационное поле обладает разрывностью в отличие от физических непрерывных полей. Если построить иерархию сущностей, связанных с информационными единицами, то получится такая последовательность: информационное поле; информационные совокупности; информационные объекты; информационные единицы. Между этими сущностями существуют различные информационные отношения.

Для многих объектов информационного поля существует характеристика - семантическое окружение информационного поля . Семантическое окружение необходимо для однозначной интерпретации объекта информационного поля и его информационной определенности. Информационное окружение единицы проявляется при ее непосредственном использовании. Например, информационным окружением информационной единицы «слово» в предложении или во фразе, будут все связанные с этим словом символы и другие слова, а также такие информационные характеристики как позиция слова и вид его написания. Семантическое информационное окружение является информационной моделью семантического поля понятий.

Модель семантического информационного окружения дает возможность разрабатывать алгоритмы поиска области истинности . Модель информационного окружения позволяет формировать представлять информационные конструкции любой сложности в виде совокупности связанных информационных единиц . Совокупности связанных информационных единиц дают возможность оценки морфологической и смысловой сложности языковых конструкций. В отличие от классического системного анализа данный подход допускает разные критерии делимости. Разные критерии делимости контента влекут появление разных информационных единиц. Семантический анализ объектов информационного поля целесообразно выполнять с использованием информационного семантического окружения.

Заключение

Информационное пространство служит основой получения информации и знаний и содержит в себе остальные объекты. Раскрытие определенных количественных характеристик информационного пространства приводит к информационному полю, которое является вложением и уточнением характеристик информационного пространства. Информационное поле раскрывает характеристики и отношения информационного пространства. Информационное пространство и информационное поле в равной степени относятся ко всем объектам. В отличие от них информационная среда связана с определенным объектом (группой объектов), для которого она является окружением. Информационная среда может быть рассмотрена как подмножество информационного пространства, характеризующего объект окружения. Информационная среда может быть рассмотрена как подмножество информационного поля, характеризующего информационное взаимодействие с объектом окружения. Эти понятия не являются синонимами, они являются разными взаимосвязанными понятиями. Общей характеристикой для рассмотренных понятий являются информационные отношения. Информационная среда вложена в информационное пространство и информационное поле и может быть рассмотрена как подмножество этих множеств. Информационная среда является самым мелким по масштабу из трех объектов. Но наиболее мелким является семантическое окружение объекта исследования. Информационное пространство, информационное поле, информационная среда, семантическое окружение объекта исследований - образуют иерархический ряд понятий и не являются равнозначными.

Библиографическая ссылка

Ожерельева Т.А. ОБ ОТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 10-2. – С. 21-24;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5989 (дата обращения: 06.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»



Конкретными результатами воздействия этих угроз могут быть: Исчезновение информации. Модификация информации. Ознакомление с информацией посторонних лиц и т.п. (приведите свои примеры) Противоправные воздействия на информационную среду могут нанести ущерб интересам человека и общества, поэтому одной из задач информатизации является обеспечение информационной безопасности.




1.Защита национальных интересов 2.Обеспечение человека и общества достоверной и полной информацией 3.Правовая защита человека и общества при получении, распространении и использовании информации. Основными целями обеспечения информационной безопасности общества является:


1.Информационные ресурсы 2.Системы создания, распространения и использования информационных ресурсов. 3.Информационная инфраструктура общества 4.Средства массовой информации 5.Права человека и государства на получение, распространение и использование информации 6.Защита интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации. К объектам, которыми следует обеспечить информационную безопасность, относятся:


Источники информационных угроз Внешние источникиВнутренние источники Политика стран Информационная война Преступная деятельность Прочие источники Отставание по уровню информатизации Отставание по тех- нологии Недостаточный уровень образования Прочие источники


Источники основных информационных угроз для России: Политика стран, противодействующая доступу к мировым достижениям в области информационных технологий. Информационная война, нарушающая функционирование информационной среды в стране. Преступная деятельность, направленная против национальных интересов Отставание от ведущих стран мира по уровню информатизации. Технологическое отставание электронной промышленности в области производства информационной и коммуникационной техники. Снижение уровня образованности граждан, препятствующее работе в информационной среде




1.Решение прикладных задач, где отражается специфика деятельности конкретного пользователя- специалиста. 2.Решение управленческих задач, что характерно для любой компании. 3.Оказание информационных услуг в специализированной компании, например информационном центре, библиотеке и т.п. 4.Коммерческая деятельность 5.Банковская деятельность Решение проблемы защиты информации во многом определяется теми задачами, которые решает пользователь как специалист в конкретной области.


Расширение областей использования компьютеров т.е. защита информации на уровне технических средств. Высокая степень концентрации информации в центрах её обработки и появление централизованных баз данных для коллективного пользования. Расширение доступа пользователя к мировым информационным ресурсам. Усложнение программного обеспечения вычислительного процесса на компьютере, т.к. современные компьютеры могут работать: В мультипрограммном режиме, когда одновременно решается несколько задач. В мультипроцессорном режиме, когда одна задача решается несколькими параллельно работающими компьютерами. В режиме разделения времени, когда один и тот же компьютер может одновременно обслуживать большое количество абонентов. При разработке методов защиты информации в информационной среде следует учесть следующие важные факторы и условия:





Речь идет о природе человека как информационного существа и информационной среде, в которую он включен. Даются характеристики среды, возможности адаптации человека к ней и рекомендации по обеспечению современного информационного образа жизни людей.

Ключевые слова: Homo informaticus, чувственные (сенсорные) и логические каналы получения информации человеком, информации, информационная среда, современный информационный образ жизни людей.

Человек - существо информационное (Homo informaticus), без генерирования и использования информации он превращается в обыкновенный физический предмет. По меньшей мере об этом свидетельствует факт смерти. Академик А. И. Берг, опираясь на эксперименты, утверждал: «Полная информационная изоляция от мира - это начало безумия» . Нельзя не привести результаты эксперимента, проводимого американскими учеными. Реципиента поместили в комнату, изолированную от света и звука. При этом испытуемый лежал на матрасе, материал которого напоминал человеческую кожу и создавал некий комфорт. Организаторы опыта

попытались изолировать от какого-либо информационного воздействия все органы чувств человека. В результате через 15 секунд датчики, установленные на теле, стали фиксировать изменения в дыхательных и сердечных ритмах. А через 30 секунд показатели стали такими, что впору вызывать реаниматоров. На основании эксперимента ученые выдвинули гипотезу о том, что информация имеет биологическое значение для человека и входит в разряд его витальных потребностей. Во всяком случае, в краткосрочном периоде она нужна ему больше, чем пища, вода и даже воздух.

Поэтому информационная потребность человека занимает среди множества других особое место. Н. Винер, один из создателей классической информационной теории, утверждал: «Человеческий род силен лишь постольку, поскольку он использует преимущества врожденных приспособительных познавательных способностей, обусловленных его физиологической структурой» . Он, безусловно, имел в виду эту потребность, которая представляет собой потребность (нужду) в знании, вытекающую из особенностей субъекта, условий окружения, а следовательно, тех задач, которые необходимо решать в интересах жизнесуществования. Эта потребность в конечном счете выражает зависимость от внешней обстановки, необходимости адаптироваться к ней. ее реализация приводит к познанию окружающей среды как за счет усвоения существующих культурных ценностей в виде социальных норм, установок, традиций и т. д., так и посредством индивидуального изучения, выявления новых свойств, признаков действительности, неведомых предшествующим поколениям и, конечно, субъекту. Это постоянный внутренний источник, неослабеваемая пружина, запускающая действие, познавательную активность человека. Абсолютно прав проницательный Аристотель, который в начале своей «Метафизики» утверждал: «Все люди от природы стремятся к знанию».

Информация (знание) - ядро сознания , та субстанция, которая делает человека человеком, а общество в этом качестве из биологического вида переходит на качественно иной виток развития. Информация служит орудием познания и его (то есть знания) результатом, вследствие чего становится возможной жизнедеятельность общества.

Информация - основа принятия целесообразных решений. А решения и их реализация практически составляют суть жизнедеятельности людей, организаций, общества. Особо следует выделить управленческие решения, имея в виду, что управление является ключевым звеном в жизнедеятельности общества. Нельзя не согласиться с Н. Винером: «Действенно жить - это значит жить, располагая правильной информацией» .

Информация - неотъемлемый компонент труда - станового хребта существования человека общества. Любая целенаправленная деятельность предполагает сравнение процесса труда с запланированным результатом. Информация выступает инструментом не только действия, но и сравнения. В современных условиях информация превратилась в основной предмет труда человека.

Информация - это средство общения, без которого невозможно формирование и развитие общества, функционирование деловых и личностных отношений.

В рыночном обществе это и самый распространенный продукт, товар для продажи и услуг, уникальность которого в том, что при передаче и использовании он не исчезает и - самое главное - способен накапливаться.

Человечество во все времена занималось получением информации из окружающего мира, ее переработкой и использованием в практических действиях, не всегда осознавая этого. Кстати говоря, осознание произошло лишь в XX в.

Незнание же в сложном, противоречивом, агрессивном мире чревато трагическими последствиями и может привести к гибели людей.

Получение знания людьми осуществляется с помощью чувственного (сенсорного) и логического (рационального) каналов получения информации. Еще Аристотель утверждал: «Все сущее - это либо воспринимаемое чувствами, либо постигаемое умом» . Формы чувственного познания, функционируя на базе нервной системы и мозга человека, дают первоначальное, исходное знание о предметах, явлениях окружающей реальности и внутреннего мира индивида. Чувственные образы - это не только прямолинейное «зеркало» вещей, но и результат их гибкого преобразования в соответствии с целями субъекта, его будущими устремлениями. Совокупность органов чувств (зрение, слух, обоняние и т. д.) информирует субъекта об основных характеристиках предметов, причем таким образом, чтобы обеспечить его всем комплексом данных, необходимых для существования.

В этом канале следует выделить структурное направление, содержание которого определяется фрагментами пищи и вдыхаемого воздуха, поступающих через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему. Как заметил Ф. Н. Булгаков, мы приобщаемся к плоти мира и воспринимаем его разными органами, в том числе органами пищеварения и легкими . Это направление с точки зрения информации, по сути, не изучено.

То знание, которое мы получаем с помощью органов чувств, хотя и носит непосредственный характер и лежит в основе всех человеческих знаний, не проникает в суть явлений, скользит по поверхности. Глубинные, закономерные связи вскрываются с помощью логической формы познания в процессе абстрагирования и обобщения в понятиях, суждениях, теориях и т. д. Разум по сравнению с чувственным познанием хотя и носит опосредованный характер, тем не менее обладает способностью проникать в причинно-следственные связи, обнаруживать первородные пружины событий, выходя тем самым за пределы конкретно-чувственного знания, приобретая универсальную более глубокую значимость. «Любое понятие есть в буквальном смысле орган, посредством которого мы завоевываем вещи. Такое видение посредством понятий можно считать совершенным видением, ибо ощущение дает нам лишь распыленную, растекающуюся материю любого объекта, предоставляет нам впечатления о вещах, а не сами вещи» .

Не исключено, что человек обладает и другими, более тонкими и совершенными, каналами получения информации. Возможно, тайна их будет раскрыта в результате изучения таких загадочных феноменов, как медитация, магия, мантика, мистицизм, шаманство, экстрасенсорика и т. д. На этом пути нас ожидает, видимо, немало неожиданного. Известный ученый академик Н. П. Бехтерева, инструментально исследуя слепых пациентов, которых научили видеть (одна девушка была «совсем без глаз»), пришла к выводу, что речь идет о возможности «непосредственного» поступления информации в мозг, минуя органы чувств . Если это так, то подобная ситуация открывает уникальные перспективы для слепых людей - видеть, не имея глаз. Нельзя не предположить, что нечто подобное может быть в случае отсутствия (неработоспособности) других органов чувств у человека.

Человек является информационным существом в трояком отношении. Во-первых, он - внутренняя причина, императив, побуждающий получение (восприятие) информации самим субъектом из-вне и изнутри его, что находит выражение в информационных потребностях. Во-вторых, его жизнедеятельность, а главное, труд невозможны без информации. Кроме того, авторитетный американский ученый П. Дракер в целом связывает управление с использованием знания для отыскания наиболее эффективных способов применения имеющейся информации в целях получения необходимых результатов. Человек - самоуправляемая система, а самоуправление - один из видов управления. Наконец, в-третьих, это средоточие информации, уникальный банк данных: физических, биологических, социальных.

Согласно физику, лауреату Нобелевской премии Р. Фейнману, «и живая, и неживая природа образуется из атомов одинакового типа. Лягушки сделаны из того же материала, что и камни, но только этот материал по-разному использован. У нас есть атомы - и ничего больше, а атомы однотипны, и однотипны повсюду» . Мы склоняемся к той мысли, что информация носит универсальный характер и существует во всех сферах и порах живой и неживой природы . И человек является одним из источников ее существования . Однако ее физическое содержание пока остается проблемным полем, источником полемики и дискуссий. Некоторые исследователи вообще отказывают физической информации в онтологическом статусе, связывая информацию только с функциональными, биологическими системами.

Ее разновидность - космическая информация, космос воздействует на все объекты планеты, в том числе и людей. Тонкость ситуации в том, что в силу несовершенных органов чувств человека и информационно-измерительных приборов это влияние не всегда удается уловить. Тем не менее есть убедительные свидетельства его существования, выражающегося в воздействии на человеческий организм. Например, пертурбации, взрывы на солнце приводят к активизации электромагнитного излучения и воздействия, что прямым образом негативно сказывается на здоровье людей. Поэтому на основе поведения солнца и соответствующих прогнозов стало правилом сообщать через СМИ неблагоприятные дни для людей, страдающих, например, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Под воздействием посылаемой солнцем информации совершаются и групповые, социальные события в виде эпидемий, массовых психозов и т. д., о чем свидетельствуют научные изыскания A. Л. Чижевского. Словом, солнечные лучи, радиация - это закодированные послания всемогущего Солнца всем живым существам, которые выступают в роли приемников и накопителей. Однако информационная природа этих посланий остается загадкой.

Биологическая информация обеспечивает функционирование и развитие человеческого организма как живой системы. Человек содержит комплекс разновидностей органической информации, которые условно можно обозначить так: субстратная, функциональная и генетическая.

Субстратная информация отражает химико-биологическую природу организма с точки зрения молекул, химического вещества. Функциональная - определяет жизнедеятельность организма в целом и его частей. Еще Н. Винер, занимавшийся изучением физиолого-биологических процессов, констатировал: «всякий организм скрепляется наличием средств приобретения, использования, хранения и передачи информации» . Используя ее, нервная система, мозг человека обеспечивают живучесть, сохранность организма. Вообще говоря, мозг, имея большие полушария, является сосредоточением высших психических функций, главным командным центром нервной системы. К нему поступает информация из всех районов тела, от всех органов чувств. Осмыслив ее, полушария отдают приказ о предстоящей работе с точным указанием, какими органами и мышцами он должен выполняться, и направляют его в спинной мозг. Здесь в строгом соответствии с волей больших полушарий разрабатывается план выполнения приказа, составляется детальнейший помиллисекундный график работ всех его участков и мышцам даются команды, обеспечивающие строгую координацию их усилий. Установлено, что в человеческом мозге затраты на коммуникацию и обработку данных составляют 80 % потребляемой энергии . К этому нелишне добавить, что мозг человека как, видимо, орган управления организмом (разумеется, и не только), составляя всего 2 % от общей массы, поглощает 20 % калорий, которые мы расходуем в состоянии покоя. При этом нужно иметь в виду, что основные подсистемы организма действуют в рамках гомеостазиса, саморегулируя свое поведение на основе информации. Это обстоятельство убедительно появляется уже на уровне элементарной растительной клетки. У растений различные химические реакции сообщают генам о событиях в окружающей среде. На базе этой информации клетка принимает соответствующие меры: при нападении вредителей производит химические средства обороны, при наступлении засухи экономнее использует влагу и т. д. В принципе, аналогичным образом, но еще более эффективно действуют клетки человеческого организма.

Теперь рассмотрим генетическую информацию, которая обеспечивает передачу наследственных признаков организма, сохраняя преемственность в развитии. Гены (по последним данным, их у человека около 32 тысяч) с заложенными в них программами передают сведения об эволюционном опыте вида за сотни миллионов лет, о нормальном состоянии, а также проблемах и способах их решений. Причем, согласно сенсационному открытию российских ученых, гены устроены, как компьютер, обладающий жестким диском, то есть долговременной памятью, определяющей стратегический характер поведения, и оперативной памятью, реагирующей на происходящие текущие события , например как в упоминавшемся случае с растительной клеткой.

Интенсивно ведущиеся исследования обнаружили и еще одну фундаментальную способность генов. «Сейчас становится все более ясным, что человеческая способность извлекать и обрабатывать когнитивную информацию генетически детерминирована... Связь генов с культурой осуществляется опосредованно в сочетании с обратной связью от культуры к генам: культура и культурные феномены формируют специфические когнитивные механизмы, хотя эти механизмы коренятся в программах развития нервной системы» .

Наконец, социальная информация, которая возникла вместе со второй сигнальной системой, концепция которой была выдвинута академиком И. П. Павловым еще в 1932 г. Вторая сигнальная система формируется в высших отделах центральной нервной системы, работает на основе первой сигнальной системы и активизируется при взаимодействии в первую очередь речевых раздражителей. Если мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы, когда возникающие ощущения составляют образ действительности, то человек обладает помимо этого способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы. При этом слово, по выражению Павлова, становится сигналом сигналов при переходе от слов к языку. Таким образом, первая и вторая сигнальные системы - различные уровни единой высшей нервной деятельности, когда в природе человека вторая сигнальная система играет ведущую роль. Анализ и синтез, осуществляемые корой больших полушарий головного мозга, благодаря наличию второй сигнальной системы связаны уже не только с отдельными конкретными раздражителями, но и с их обобщениями, представленными в словах и понятиях. Способность к обобщающему отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и целесообразной адаптации к нему, а на этой основе и развития человека как социального существа.

Социальная информация представляет собой понятие для обозначения знания о природе и обществе, получаемого с помощью логического и чувственного познания, в процессе духовной и материальной деятельности и служащего потребностям развития человечества, интересам людей. Социальная информация - атрибут жизнедеятельности человека, общества. Это гносеологическая форма существования предметов, явлений, с помощью которой то, что есть, что окружает, предстает перед человеком. Поэтому в реальном мире он ориентируется и действует в соответствии с информацией. Не случайно известный немецкий философ М. Хайдеггер в лекции «О принципе разума» утверждал, что под маской информации принцип достаточного основания управляет всеми нашими представлениями.

Социальная информация - наиболее сложный и высший тип информации. Отражая специфику людей, их групповые, национальные и психические особенности, будучи вовлеченной в разнообразную деятельность, она в конечном итоге служит целям адаптации к природе и преобразования общества. Она является непременным элементом специфически человеческого процесса, включающего в себя труд, познание и общение. Это синтез всех разновидностей информации, создаваемых и накапливаемых в обществе. Выполняя интегрирующие функции, социальная информация позволяет обозревать любой социальный объект под одним углом зрения и в единстве всех основных компонентов. Поэтому именно она обеспечивает потребности людей в знании о состоянии и тенденциях развития общества, его подразделений и сфер, а также самого человека.

Социальная информация в целом представляет собой очень многопластовый объект, в ней можно выделить ряд уровней в зависимости от специфики содержания. Первый - данные о повседневной текущей жизни людей. Второй - сведения о регионах, обществе в глобальном масштабе. Третий - данные о человечестве в целом с учетом прошлых событий. Четвертый - информация о жизни биосферы Земли. Пятый - знания о состоянии планеты Земля. Шестой - сведения о состоянии солнечной системы. Седьмой - данные о Вселенной, то есть галактиках и планетах. Следует констатировать, что во второй половине XX столетия общество приступило к изучению первых трех уровней и были получены некоторые результаты. Что касается остальных уровней, то с точки зрения познания они изучены гораздо слабее.

Как уже утверждалось, человек является информационным субъектом еще и потому, что всегда живет в условиях информационной среды, отвечая, реагируя на ее воздействия. Поэтому его жизнедеятельность зависит от нее напрямую. Конечно же, эта среда носит конкретно-исторический характер. По этой причине, говоря о современном человеке, целесообразно употребить термин «современная информационная среда». Но она сложна и противоречива, плохо исследована, поэтому речь о ней пойдет как о предмете дальнейшего рассмотрения.

Понятие «современная информационная среда» следует употреблять в широком и узком смысле слова. В широком значении это понятие отражает информационные процессы, существующие в мире в целом, то есть неживой, живой природе и обществе. В узком смысле оно «схватывает» ситуацию только в социуме.

Представим современную информационную среду в первом значении. Понятно, что неживая природа детерминирует специфический вид информации. Чтобы дать о ней представление, уместно употребить кибернетический термин «сигнал», являющийся носителем информации. Любой материальный объект выполняет эти функции. Информация в нем закодирована, зашифрована. Известный физик Пол Дейвис полагает, что «материя является формой организации информации» . Когда человек изучает материальный предмет, результатом этого действия является знание. В ходе изучения он как бы погружается в предмет, совершая раскодирование, то есть получение информации, говоря иными словами, происходит процесс извлечения смыслов, которые потенциально изначально существуют во Вселенной . В природе в соответствии со спецификой ее частей можно выделить информацию, существующую в физических, химических, биологических и т. д. системах. Эта информация извлекается в ходе деятельности человека, в том числе и в процессе научных исследований. Так, расшифровка информационной природы электрона, обладающего свойствами волны и частицы, отражена в известной формуле де Бройля:

λ= h / m υ ,

где: λ - длина волны электрона; m - его масса; υ - скорость электрона; h - постоянная Планка. Это узловые информационные точки содержания электрона.

Информация, извлеченная человеком из неживой природы и используемая для практических целей, явилась основой создания искусственной (второй) среды, представленной городами, зданиями, автотрассами, телевизорами, компьютерами и т. д. Примерно аналогичная ситуация существует и в области живой природы. Каждое животное, растение или их виды есть материальные носители информации. Чтобы узнать, что они собою представляют, информацию нужно извлечь или декодировать, расшифровать, чем и занимаются ученые и практики в области биологии, генетики, сельского хозяйства. И в этом плане нет принципиальной разницы между неживыми и живыми системами.

И все-таки в живом мире есть своя особенность. Биологические системы, представленные, например, животными, обмениваются сигналами, в которых заложена информация, непонятная человеку, но «прозрачная» и ясная для животных. Это обстоятельство наблюдается в первую очередь у социальных стадных животных, существующих в форме сообществ. Сигнал - неотъемлемое звено их бытия. Пчела-разведчик, обнаруживая цветник как источник меда, дает об этом знать другим пчелам с помощью «рабочего танца», и они направляются в соответствии с полученным сигналом (информацией) в нужное географическое место. Конечно, сигналы животных нуждаются в расшифровке, которой занимаются ученые, обеспечивая практических работников нужными данными. Так, голос пернатого хищника, записанного на пленку и воспроизведенного, например, на территории аэродрома, отпугивает птиц, которые могли бы вызвать аварию самолета.

В целом в неживых и живых системах информация закрыта, спрятана, упакована, закодирована, и требуются специальные усилия людей, чтобы ее обнаружить, вскрыть, дешифровать. И, естественно, здесь многое зависит от пытливой практики и науки, ее возможностей. Одно дело - понимание атома, например, в древней Греции, как чего-то простейшего и неделимого, из которого состоит мир, и другое - атом в современной оценке как сложная система, состоящая из ядра, начиненного протонами и нейтронами, и электронов, движущихся вокруг него. В рукотворных произведениях человека существует ситуация с точностью до наоборот. Когда сооружаются промышленные и жилищные строения, создаются города, автотрассы и прочее, то в них кодируются мысли, идеи творца, например архитектора. О реализованной информации он может сообщить сам, или ее можно обнаружить в его произведениях в виде форм, структуры, материалов и т. д.

Наибольший интерес вызывает информационная среда в узком смысле слова, то есть в обществе. ее специфика в том, что она создается людьми в интересах реализации их потребностей. Это не означает, что она формируется по плану, целенаправленно. Хотя и это имеет место, когда речь идет об отдельных составляющих информационной среды, например СМИ, информационных системах, БД и т. д. Однако она в целом создается стихийно и несет в себе множество случайных и даже нежелательных явлений.

Информационная среда - часть интегральной области обитания людей, которая представлена экономической, политической, культурной, образовательной, научной и другими сферами. Однако эту часть можно выделить только в мысли, абстракции, поскольку она не существует отдельно , будучи стержневой, пронизывает все сферы общества, обеспечивая их существование. Информационная среда - это пространство, включающее в себя совокупность технологий, людей, организаций и т. д., в котором происходят генерирование, передача, обработка, хранение, потребление и гибель данных. Когда речь идет о современной информационной среде, она определяется главным образом циркулирующими и хранящимися сообщениями, сведениями, знаниями, и прежде всего новейшими научными технологиями (суперперсональными компьютерами, телекоммуникационными системами, спутниковой и сотовой связью, БД, Интернетом и т. д.), а также подготовленными соответствующим образом людьми (инженерами-электронщиками, программистами, пользователями сети Интернет и др.). Ее сердцевиной является цифровая среда, в состав которой входит и соответствующая информация, объемы которой непрерывно растут . В современной информационной среде сохранили свою нишу и традиционные источники и передатчики информации - книги, газеты, телефоны, телевизоры, СМИ и т. д.

Информация в среде существует в трех формах: статике, динамике и в виде их комбинации. Примером статической информации являются хранилища знаний: библиотеки, архивы, банки данных, компьютеры и т. д. Особенность кладовых данных в том, что, во-первых, они упорядочены, структурированы, что позволяет в современных условиях с помощью электроники быстро их находить и извлекать, во-вторых, в них можно накапливать и хранить неисчислимое количество данных. Например, библиотека конгресса США - крупнейшая библиотека в мире, в которой находится 120 млн единиц хранения. Эта коллекция включает более 18 млн книг, 2,5 млн аудио- и видеозаписей, 12 млн фотографий, 4,5 млн карт и 54 млн рукописей. Кроме того, в фондах библиотеки находится 4,4 млн технических отчетов и описаний и более миллиона диссертаций ученой степени PhD . Неограниченные возможности для информации открывают числовые библиотеки (digital library), число которых неуклонно растет. В последние годы возникли библиотечно-информационные объединения. За рубежом функционирует более 200 международных, национальных и региональных объединений. В настоящее время существуют тысячи банков данных. Крупнейший из них - GenBank (Генбанк) США, созданный учеными в 1999 г., содержит данные о 3,4 млрд пар, составляющих 4,6 млн последовательностей, полностью или частично представляющих геномы 50 тыс. особей. Причем число пар нуклеотидных оснований, содержащихся в Генбанке, удваивается каждые 14 месяцев, то есть накапливается по экспоненциальному закону.

Что касается динамической информации, то речь идет о передаваемых сообщениях, данных, сведениях и т. п. по линии спутниковой и сотовой связи, электронной почты и т. д., а также непосредственно, вербально («из уст в уста») или письменно. По мнению Майкла Дертузоса, известного американского специалиста по информатике, динамический вид информации в функциональном плане доминирует.

Процессы передачи информации становятся все дешевле и быстрее. Установлено, что распространение информации по Интернету в среднем в 355 раз дешевле и в 720 раз быстрее, чем почтой или факсимильной связью. Передача документа по факсу из Оттавы в Токио стоит 24,49 долларов и требует 31 мин., а передача аналогичного документа по Интернету - 11 центов и 2 мин. добавим к этому данные о рекорде скорости передачи информации по Интернету. Сотрудники Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) в Швейцарии и Калифорнийского политехнического института (США) объявили в 2004 г. о том, что данные объемом 859 Гб (это содержание миллиона книжных томов) были отправлены на расстояние около 16 тыс. км менее чем за 17 мин., что в 18 000 раз больше, чем в обычных широкополосных линиях .

Комбинированную форму информации прекрасно иллюстрируют Интернет и компьютеры. Информация в них, поступая и извлекаясь, постоянно находится в движении и одновременно хранится, то есть обладает состоянием покоя.

Стремительное и крупномасштабное внедрение в жизнедеятельность человека, общества новейших информационных технологий привело к кардинальной перестройке традиционной информационной среды. Она вышла за рамки локальности, преодолела узкие рамки региональности и приобрела планетарный характер, превратившись в коммуникационную основу глобализации. Важнейшим признаком является однородность, вызываемая тождеством информационных технологий, систем и их продуктами. Если единообразия не будет, невозможны подключение к системам, налаживание контактов, передача информации непроизводителям, то есть пользователям, представляющим самую большую группу заинтересованных лиц. С этой точки зрения нет национальной, региональной, государственной среды, существует одна мировая информационная среда. Если перечисленные среды и существуют, то только географически, и они отличаются количественными показателями, например числом компьютеров, телекоммуникационных линий и т. д. Вышесказанное не относится к виртуальной среде, которая, как магнит, притягивает к себе людей за счет уникального достоинства - разнообразия, которое создается людьми и в их интересах.

Информационная среда в обществе не только сложна, но и динамична, в целом она меняется быстрее, чем естественная среда живых и неживых систем. Это вызвано прежде всего ускорением и его органической частью - быстротечностью событий. Когда существует нормальная, обычная среда, индивид привыкает к ней, и ему требуется минимум информации для того, чтобы действовать рационально. Ускорение предполагает изменение ситуации, причем это изменение происходит постоянно. Чтобы адаптироваться к изменениям, человек должен перерабатывать гораздо больше информации, чем ранее. Причем необходимо делать это достаточно быстро. Словом, чем больше амплитуда изменений и чем более нова окружающая среда, тем больше информации субъекту нужно воспринять и переработать для принятия объективно обоснованных решений.

Главной силой ускорения являются технологии. Их жизнь связана с тремя стадиями: во-первых, рождением и пробным осуществлением идеи, во-вторых, практической реализацией, в-третьих, ее продвижением в обществе. Этот процесс заканчивается, когда идея изжила себя и послужила питательной почвой для взращивания других идей. В современный период времени разрыв между стадиями резко сократился. Нужно иметь в виду и тот факт, что индустриальная революция и ее детища (машина, электричество и т. д.) завоевывали большую часть земного шара в течение почти двух столетий. Новые информационные технологии распространились на планете, по мнению Э. Кастельса, с «молниеносной скоростью», менее чем за два десятилетия, с середины 70-х до середины 90-х гг.

Исследование показало, что только с 1990 по 1995 г. средняя продолжительность разработки нового изделия в США сократилась с 35,5 до 23 месяцев. Разработка новых автомобилей от концепции до производства уменьшилась с шести до двух лет. В среднем за последние 120 лет любая технологическая продукция удваивалась каждые два десятилетия. После второй мировой войны удвоение происходило за 10 лет . В целом за 100 лет скорость передвижения увеличилась в 10 2 , связи - в 10 7 , обработки информации - в 10 6 раз . По мнению Э. Тоффлера, экономика стабильности замещается экономикой быстротечности. Фирмы должны постоянно обновлять ассортимент выпускаемой продукции, чтобы сохранить рыночные позиции. Как говорила Алиса в «Стране чудес»: «Я все время должна бежать, чтобы оставаться на месте».

С изменением объективных явлений меняется и информация. В свою очередь, она оказывает обратное положительное, в смысле кибернетики, воздействие на ход этих явлений. Ускорение происходит и в силу, так сказать, внутренних причин, главными ускорителями самой информации стали компьютеры и телекоммуникационные сети. В свете взрывного , неуклонного развития информации высказываются даже крайние точки зрения, например: «медленная подача информации недостойна теперь даже называться информацией - это обычный шумовой фон», «сообщение - это не средство, а всего лишь его скорость» . Вместе с тем есть основания констатировать, что в свете постоянного лавинообразного нарастания данных термин «информационный взрыв» изжил себя, превратившись в эволюционное явление.

Расширив сферу общения, современная информационная среда привела и к размыванию границ микросреды, упростила характер коммуникаций, уменьшила возможность аутентичных духовных связей. Произошло снижение средней продолжительности непосредственных человеческих отношений, личных контактов, одновременно возросло их количество. Число лиц, с которыми современные обитатели города встречаются за неделю, превышает число тех, кого крестьянин в феодальное время встречал за год, а может быть, за всю жизнь.

Информационная среда увеличила степень опосредованности. Люди с точки зрения широты сведений знают все больше о событиях в мире и одновременно отдаляются от глубины реальной жизни. Быстрота передачи текста по радио и телевидению, его сжатость и схематичность лишают слушателя и зрителя возможности критически отнестись к схваченной на лету информации, а главное - понять и разобраться в ее содержании. В результате мир иллюзорный, виртуальный, представленный в нечетких понятиях и образах, закрепляется в сознании людей как мир реальный и подлинный. Нередко тексты, графики, картины находятся перед глазами людей, а за ними - пустота. Ж. Бодрийяр утверждает: «Мы производим в изобилии образы, которые не передают никакого смысла. Большинство образов сегодня, которые доносят до нас телевидение, живопись, пластические искусства, образы аудиовизуальные или синтетические образы - все они не значат ничего» . Возможно, это слишком категоричное заявление, но оно не лишено объективных оснований.

Данные в среде возникают ежесекундно и повсеместно, куда-то стремительно мчатся, порождая и уничтожая друг друга, нередко создавая хаос и беспорядок. При беспредельно растущей скорости подачи сообщений человеку не хватает времени воспринять их и разобраться . Часто возникает информационная перегрузка людей, в результате которой они не успевают воспринимать часть информации. Даже если они воспринимают информацию, возникает проблема ее понимания, которая уже в прошлом столетии заявила о себе со всей остротой, поскольку не знания, а их понимание становится основной задачей воспитания ума и сознания людей (С. П. Капица). Не случайно возникли семантическая и прагматическая концепции информации, а в философии появилось целое направление - герменевтика. Процесс понимания предполагает извлечение из сообщений, данных значения, смысла, иначе они не будут поняты и станут бесполезными. Ж. Бодрийяр как-то заметил, что когда исчезает смысл, исчезает и информация.

Трудность проблемы заключается в том, что понимание, являющееся в принципе индивидуальным явлением, носит оригинальный характер. Понимание за другого исключено, точно так же как и невозможно прожить жизнь за кого-то или умереть вместо него. Понимание обязано пройти через разум, самость человека.

В настоящее время сформировался небывалый разрыв информации и понимания, люди все больше знают и все меньше понимают, что к чему. Эту тенденцию заметил еще А. Эйнштейн, воскликнувший однажды: как много мы знаем и как мало мы понимаем! Возникла парадоксальная ситуация: человеческий мозг открыт для информации, разум «захлопнут» для понимания. Согласно исследованию социологов США в 2005 г., поколение американцев моложе 30 лет имеет более высокий уровень жизни, получает лучшее образование, имеет лучшую информационную технику, но при этом знает меньше, понимает о сути явлений на порядок ниже, поэтому более равнодушно ко всему, чем любое другое поколение за последние 50 лет. Городские дети, которые с компьютером на «ты», не читают, не думают, не поднимаются даже на первую ступень лестницы знаний.

Ссылаясь на специалиста Федеральной информационной комиссии США, Э. Тоффлер утверждает, что когда ребенок, родившийся сегодня, завершит обучение в институте, объем информации возрастет в 4 раза, а когда ему исполнится 50 лет - в 32 раза . В связи с тем, что более 97 % информации будет получено человеком после рождения, информация вынуждает его изыскивать способы овладения ею, приспосабливаться к этому удивительному феномену. Но здесь возникают трудности. Человеческий организм подавляющую часть своего исторического развития сталкивался с относительно медленным количественным ростом информации и в соответствии с этим выработал нейрофизиологический аппарат, регулятивные механизмы. В период стремительного качественного и количественного изменения они справляются со своими функциями с большими трудностями или не срабатывают вовсе. Создается возможность перенапряжения информационного характера и появления нового вида психофизиологических заболеваний - информационного стресса, преимущественно у лиц, которые постоянно перерабатывают большой поток эмоционально окрашенной информации в условиях острого дефицита времени с целью принятия ответственных решений. Я имею в виду диспетчеров метрополитенов и железнодорожного транспорта, авиапортов, энергодиспетчеров, инженеров авиационной и космической промышленности при испытаниях летательных аппаратов и т. д. Ошибки у таких специалистов нередко приводят к трагическим последствиям. Это объясняется прежде всего наличием мощного потока информации. В этом случае зрение и слух принимают беспрецедентную нагрузку, с которой не справляются мозг и сердце. Над жизнью человека нависает угроза. Возникает вопрос: как долго человеческий мозг, нервная система смогут выдерживать давление чудовищной лавины информации, выходящей далеко за рамки физиологических границ?

И тем не менее ситуация не является абсолютно трагичной. Известно, что организмы животных необыкновенно адаптивны, обладают изумительной подвижностью. Изучая их, американские ученые пришли к выводу, что под воздействием насыщенной, динамичной информационной среды животные приобретают увеличенную кору головного мозга.

Примечательно исследование, проведенное в Нью-Йоркском психиатрическом институте под руководством профессора Ф. Клайна. Изучение жизнедеятельности двух групп детей младшей группы, живущих в разных условиях - бедной информационной среды и богатого разнообразного информационного окружения, - выявило, что с точки зрения умственного развития дети второй группы имели более существенные показатели. Как полагает С. Гринфилд, директор королевского института Великобритании, мозг людей удивительно пластичен - все в окружающем мире, что может воздействовать на ассоциативные связи, меняет и структуру мозга на клеточном уровне, и сознание человека. На социальную сторону дела обратил внимание отечественный психолог А. Е. Войскунский: «На современном этапе информационно-компьютерных технологий характерно преобразование не только отдельных психических процессов (например, анестетических, мыслительных или перцептивных), а преобразование личности в целом» . Теперь впору сослаться на академика Ю. П. Алтухова (директора института общей генетики имени Н. И. Вавилова), который констатирует: «Российскими учеными доказано, что динамика генофонда диктуется не наследственностью, а социальным процессом. Он первичен, а структура генофонда меняется, отвечая на изменение в социуме» . Очевидно, информационная среда играет первостепенную роль в этом процессе, превращаясь в фундаментальный фактор, первопричину социального и физиологического изменения современного человека.

Современная информационная среда, буквально нашпигованная датчиками, видеокамерами, компьютерами, телекоммуникационными линиями, БД и т. д., дает возможность людям получать множество информации по самым разнообразным как деловым, так и личностным проблемам, удовлетворить потребность в нужных данных, занятиях и т. д., словом, реализовать прогрессирующие информационные потребности, причем быстро, в любое время суток и находясь в любой точке планеты. Отдельные лица, коллективы за счет рациональной организации информационных процессов получили удивительную возможность «сокращать» пространство и «сжимать» время.

Однако одновременно выяснилось, что эта среда сложна, противоречива и даже опасна для человека. Она является источником множества негативных явлений, в том числе и противоправных, например компьютерного терроризма и электронных преступлений, кражи конфиденциальной информации, сетевой зависимости, жесткого порно и насилия, копирайт-пиратства, милитаризации киберпространства, незаконного использования интеллектуальной собственности, электронной слежки за гражданами и т. д.

Информационная среда формирует новые установки, ценности, модифицирует привычки, вырабатывает современные способы и стереотипы поведения, а в интегральном плане приводит к порождению информационного образа жизни людей. Во всяком случае, деловой человек или личность, намеривающаяся реализовать свои задатки, тот дар, который заключила в нее природа, в конечном итоге - достичь успехов в жизни, должна научиться жить в новых условиях. Важно осознать, что адаптация к информационному окружению, выработка индивидуального информационного образа жизни приобретает характер суровой необходимости - человеку отступать некуда, в нем должен проснуться инстинкт самосохранения.

Современный информационный образ жизни можно реализовать в том случае, если человек научился:

Овладевать знаниями о функциональных возможностях информационных технологий массового применения (ПК, спутниковой и сотовой связи, копировальной и множительной техники, БД, электронных библиотек и т. д.) и уметь применять эти средства в деловой деятельности и быту;

Получать достаточно полные сведения о существующих в мире глобальных информационных технологиях и системах, а также их услугах, уметь правильно формулировать свои вопросы к ним с учетом информационных возможностей и ограничений;

Получать дополнительную профессиональную подготовку в об- ласти использования информационно-компьютерных технологий, необходимую для плодотворной работы в специальных сферах деятельности. Следует иметь в виду, что с учетом неоднократной смены деятельности в жизни нынешнего поколения людей данная подготовка должна быть довольно широкой.

Кроме того, необходимо научиться работать не только с ценными точными данными, но и с неограниченными, ошибочными, вводящими в заблуждение, а то и просто лживыми дезинформационными фактами, уметь различать и отсеивать ненужное. Словом, существующая информационная среда детерминирует современный информационный образ жизни людей, которым надо овладевать так же, как речью и грамотностью.

Итак, человек и информационная среда - два хотя и взаимосвязанных, но относительно независимых явления. Вопрос в том, как организовать их разумное взаимодействие. В принципе, существует два варианта. Первый - это адаптация субъекта к среде. Данная ситуация предполагает целый комплекс мер, в том числе выработку индивидуального информационного образа жизни, о чем уже говорилось выше. Второй вариант предполагает формирование обществом адекватной потребностям и интересам человека информационной среды. Ее отдельные фрагменты приобрели не только пугающий, но и угрожающий характер, а некоторые стали источником элементарной преступности. Задача общества заключается в том, чтобы взять процесс формирования среды под контроль, целенаправленно создавая ее таким образом, чтобы она способствовала реализации природных задатков и способностей человека, открывая простор для его материального и духовного развития и одновременно предупреждая, отсекая негативные возможности. В условиях тотального, не знающего барьеров и преград внедрения информационных технологий во все сферы социума эта задача приобретает первостепенный характер.

Вот некоторые характеристики. Всемирно известная компания IDS провела исследование по оценке объемов цифровой информации под названием «Растущая цифровая среда: прогноз всемирного роста объемов информации до 2010 г.» (The Expending Digital Universe: A Forecast of Worldwide Information Growth Though 2010). Совокупный объем цифровой информации в 2006 г. составил 161 млн гигабайтов (или 161 эксабайт). Исследователи полагают, что за период с 2006 по 2010 г. объем полученной информации увеличился в 6 раз. (Данные приведены по: www.emc.com/about/destination/digital_universe.)

Хотя между статистикой и динамикой нет принципиальных различий. Хранение информации есть движение во времени.

См.: Фишер A. M. Обзор электронных каталогов крупнейших зарубежных научных информационных центров // Научно-техническая информация. - Серия 1. Организация и методика информационной работы. - 2004. - № 9. - С. 28-34.

См.: Современные информационные технологии и общество: реф. сб. / авт.-сост. А. Н. Авдулов. - M., 2002. - С. 102-103.

Известно, что первое с начала нашей эры удвоение знаний человечества произошло в 1750 г., второе - в начале XX в., третье - в 1950 г. После 1950 г. удвоение информации происходит каждые 10 лет, после 1970 г. - каждые 5 лет, а после 1991 г. - ежегодно. Объем знаний в мире к началу XXI в. увеличился более чем в 250 тыс. раз. За последние 30 лет было произведено больше новой информации, чем за предыдущие пять тысяч лет. По данным Школы управления в области информации и информационных систем при Калифорнийском университете Беркли, ежегодно производство продукции на печатных, пленочных, оптических и магнитных носителях требует, по самым грубым оценкам, 1,5 млрд гигабайтов памяти. Это составляет примерно 250 мегабайтов на каждого человека Земли (см.: Wurman R. S. Information Anxiety. - N. Y., London: Doubleday, 1989. - P. 34; Издание ЮНЕСКО для всемирного саммита по информационному обществу. - СПб., 2004. - С. 32; Колин К. К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. - М., 2000. - С. 276).

Найденова Светлана Валентиновна,Магистрант, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область[email protected]

Пономарев Петр Андреевич,Доктор философских наук, профессор, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты, Ростовская область.

Психологическое влияние информационной среды

на современного человека.

Аннотация.В статье рассматривается проблема психологического воздействияинформационной среды на человека. Показаны как положительные, так и отрицательные стороны информационного влияния на личность. Описаны факторы информационной среды, которые могут оказать влияние на психологическую безопасность личности. Рассмотреныосновныепоследствияглобальнойинформатизацииобщества.Ключевые слова: информационная среда, информационные потоки, факторы информационной среды, психологическая безопасность, манипуляция, феномен киборгизации.

Характерной особенностью современного общества является стремительное развитие и изменение информационной среды, окружающей человека, которая становится все более разнообразной. Быстро совершенствующиеся информационные технологии являются объектом междисциплинарных исследований различных наук, таких как социология, экономика, философия, психология. Но наиболее остро стоит проблема изучения психологического воздействия и последствий для человека современного процесса информатизации, развитие которого затрагивает все сферы общественной жизни. В настоящее время большое количество стран связано между собой коммуникативными потоками, а жизнь людей зависит от информации и технического прогресса, который открывает множество возможностей для человека, меняя наш образ жизни и делая его более практичным и удобным.Но такие изменения оказывают влияние на потребности личности и ее мотивацию, приводят к перестройке образа жизни и мировоззрения. Именно поэтому необходимо рассмотреть, как влияет информационная среда на человека и каких последствий стоит ожидать в результате глобальной информатизации общества.Информационная среда представляет собой совокупность информационных потоков, которые оказывают различное влияние на человека. С их помощью общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения. И именно характер таких воздействий среды на сознание создает у человека определенный образ реальности и понимание себя в ней . Потребность в информации одна из базовых потребностей личности, без которой невозможно формирование и существование ее индивидуального сознания. Информационное воздействие на человека имеет психологическую направленность, происходит опосредованно, через механизмы головного мозга, эффект которого проявляется в изменении психических свойств личности и его поведения.Необходимо отметить, что глобальное развитие информационной среды, формирование интернациональных информационных систем имеет под собой не только позитивное влияние, но и формирует немало проблем для человечества, связанных с его психологической, нравственной и правовой безопасностью. Негативное влияние на психику и сознание человека информации приводит к нарушению восприятия окружающей действительности, и как следствие, деформации личности. Существует множество факторов информационной среды, которые могут оказать влияние на психологическую безопасность человека . Такими факторами могут являться: качественная и количественная характеристика информации (ее объем, полнота, достоверность, количество и т.д.), соответствие характеристик информации параметрам реципиентов и установкам окружающей среды, наличие в современных информационных технологиях специфических элементов, изменяющих психическое состояние большого количества людей, наличие в информационных потоках усовершенствованных физических носителей информации, воздействующих непосредственно на физиологические носители. Но не только информационная среда является источником опасности для человека, но и сама личность может стать фактором информационно психологического риска, среди которых можно выделить: незрелость и неспособность к фильтрации получаемой информации, личностный конформизм, подверженность манипулятивным действиям со стороны, массовому заражению идеями, функциональные изменения психики человека, психоэмоциональный стресс, фрустрация, тревожность.Информационная среда неоднородна, состоит из множества процессов, которые имеют различную скорость протекания. В различных сочетаниях таких процессов функционирует информация, отражающая адекватно окружающий мир, и информация деформированная. Это связано с возникающими неточностями процесса познания, наших знаний о мире, а также субъективным видением информации, создающих ее людей. Наибольшую информационную опасность для личности могут представлять различные сообщества и группировки людей, в частности политической, националистической и религиозной направленности. Зачастую члены таких сообществ, оказывают воздействие при помощи использования научных знаний и методов, апеллируя к фактам науки.Согласно взглядам В.Д. Аносова и В.Е Лепского «негативные информационно -психологические воздействия -это, прежде всего манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально -волевую сферу. Манипуляция сознанием -это специфическая форма управления людьми путем навязывания им идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия, или скрытое психологическое принуждение личности». [цит. 1, с. 40].В манипулировании можно выделить несколько уровней:

усиленное распространение нужных идей и установок в сознании людейдеформация взглядов на различные события, в результате которого происходит эмоциональное изменение отношения к какому -либо явлениюкардинальное изменение взглядов методов сенсационных сообщений о чем -то новом, чрезвычайно важном .На сегодняшний день проблема контроля за динамично расширяющимися информационными потоками стоит очень остро. Неконтролируемая информационная среда создает угрозу существования личности, обостряет чувство незащищенности, одиночества, изза дефицита реального общения, десоциализирует человека, приводит к изменению сознания. Все чаще говорится о том, что развитие информационных технологий имеет психопатологические последствия, приводит к возникновению психических заболеваний невротического плана. Это приводит к усилению психологической нагрузки на человека и повышению уровня стресса. При возникновении информационного стресса личность не может справиться с поставленной задачей, найти пути ее решения. Причины информационного стресса могут быть непосредственные (недостаточность информации для решения задачи, сложность задачи, дефицит времени, потеря концентрации внимания и др.), субъективные (профессиональные, психологические), средовые (обстоятельства, при которых развиваются стрессовые состояния) .Психологические последствия технического прогресса достаточно очевидны и проявляются в таких масштабных изменениях жизни человека, как избыточная доступность личности, утрата приватности, «включение» технических средств в границы телесности индивида (феномен киборгизации), изменение структуры и особенностей потребностей личности, психологическая зависимость, изменение структуры деятельности . Современные технологии активно входят в жизнь человека и постепенно он перестает замечать, что использует их постоянно, они становятся настолько привычными, что включаются в его телесность, изменяют психологические границы его тела. Под телесностью здесь понимается не только физическое тело, но и «тело социальное», которое включает аспектыформирования самосознания и самоидентичности. То, что человек может полностью контролировать, он воспринимает как часть себя, неконтролируемое -отчуждает, в результате происходит слияние человека с техническими средствами, так называемый эффект «киборгизации». Наиболее опасной формой такой инкорпорации является психологическая зависимость, когда жизнь без технического средства невозможна и вызывает панику. Информационные технологии расширяют возможности человека, информация и окружающие люди становятся более доступными в любой точке мира, психологические границы такого общения стираются, в связи с чем размываются границы приватности.Одним из важных последствий развития информационных технологий является изменение структуры потребностей личности. Современные средства предлагают новые и изменяют имеющиеся способы удовлетворения существующих потребностей. Технические средства служат не только своей основной функции, но и приобретают множество других -характеризуют статус человека в обществе, уровень владения техникой. Такая многофункциональность превращает устройства в технологические гибриды, в которых зачастую растворяется первичное назначение. Помимо этого, технические средства изменяют вид деятельности (общение, учеба, работа), придавая им новую форму.Развитие информационных технологий изменяет и требования к человеку, формированию у него определенных умений и навыков. Одним навыкам человека придается большее значение, другие начинают постепенно исчезать. Главным образом, эти изменения сказываются в сенситивный период развития навыков у детей и подростков.Таким образом, информационная среда и современные технические средства оказывают на человека как положительный, так и отрицательный психологический эффект. Быстрое развитие технических средств является источником многих психологических изменений -размывания границ телесности, нарастанию риска возникновения зависимости, изменению структуры потребностей и деятельности. В связи с этим остро стоит вопрос сохранения информационно -психологической безопасности человека, сохранения его психологического здоровья и поиск эффективных методов решения данной проблемы.

Ссылки на источники1.Ежевская Т.И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. №3(27).2.Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. №1(7).3.Аносов В.Д., Лепский В.Е. Исходные посылки проблематики информационно -психологической безопасности // Проблемы информационно -психологической безопасности / под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. М., 2009.4.Сапожникова А. Информационно -психологическая безопасность России: состояние и тенденции // Власть. 2008. №2.5.Войскунский А.Е.Вместо предисловия. «За» и «против» Интернет -зависимости // Интернет -зависимость: психологическая природа и динамика развития / Под. Ред. А.Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2009. С. 5 -27.