Установка fpv. Обзор квадрокоптера DFD F183 и установка на него комплекта FPV-оборудования. Из минусов замечено

Pitlab, установка и подготовка к первому полёту.

В этой записи я постараюсь максимально доступно расписать шаги по установке и настройке замечательного автопилота и OSD - PitLab

по мере наличия времени и возможности я буду по тиху наполнять эту запись.
ссылка на скачивание документации: тык

На данный момент у Питлаба достаточно инструкций, в том числе и на русском языке. Возможно они слегка разобщены и в целом не описывают процесс с ноля, но все необходимые действия в них описаны.

предупреждение: Автопилот не нуждается в калибровке, все необходимые настройки сделаны изготовителем. Процедура калибровки необходима исключительно при видимых нарушениях в работе. (в дальнейшем действия по калибровке будут описаны)

Процесс инсталляции включает в себя:
1. установку АП в самолёт
желательна вибро-развязка
АП на экране OSD отображает вибрации, допустимая цифра до 2g! (но лучше вообще не видеть этих цифр), если она больше, следует уделить внимание балансировке винтов и виброразвязке АП.
Кликабельно

2. подключение всех соединений.

ВНИМАНИЕ! Все подключения ПРОВОДОВ к каналам должны производится строго в соответствии с инструкцией! Менять местами провода и делать не по инструкции запрещено!

Обратите внимание!!! Например ПРОВОД управления газом, это всегда ПИН №4 не смотря на настройки в аппе! Это же касается всех остальных каналов!

При использовании Parallel PPM в менеджере ничего менять не нужно, просто втыкайте провода строго в соответствии с инструкцией!

Если вы используете S.bus или CPPM, ВХОДНОЙ провод втыкается в ПИН №1, ВЫХОДНЫЕ строго в соответствии с инструкцией и д алее в FPV_manager каналы

можно "переместить" в соответствии с тем как это настроено в аппе.

Кликабельно

Схема основных соединений
Кликабельно

Датчик тока имеет полярность и подключается именно так как на рисунке.
Кликабельно

Датчик температуры и датчик воздушной скорости подключаются к плате OSD, для их подключения придётся разъединить платы, имейте это ввиду заранее.

Если используется датчик воздушной скорости, необходимо помнить:
распиновка датчика не стандартна! Необходима переделка. Датчик подключается только к плате OSD!
Кликабельно

камера и передатчик подключаются прямо к плате OSD (по умолчанию подразумевает питание камеры и передатчика от 12 вольт)

3. полная настройка модели в аппаратуре, этот шаг ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ и выполняется в вашей аппаратуре РУ, со всеми миксами и т.д.

Как это сделать? Читайте инструкцию к своей аппаратуре, это не имеет отношения к Питлабу...

4. настройка типа подаваемого на АП сигнала с приемника(pwm, cppm, sbus) а так же соответствия управляемых каналов (при помощи FPV-manager)
Подключить АП к компу, выбрать нужный входной сигнал, напротив надписей органов управления поправить номера каналов. Нажать Save

Кликабельно

5. настройка каналов управления Автопилотом и ОСД на аппаратуре РУ, указание этих каналов в АП при помощи FPV-manager
Режимы автопилота
Управление режимами автопилота осуществляется с помощью
трехпозиционного переключателя на канале, подключенном в
разъем MODE(или в составе всех каналов по CPPM, S.bus).
Режимы выбираются таким образом:
Канал на минимуме: (длина импульса PPM меньше чем 1200 мкс): OFF – ручной режим.
Канал в центральном значении (длина импульса PPM между 1300 и 1700 мкс): STAB – стабилизация.
Канал на максимуме (импульс длиннее чем 1800 мкс): AUTO – автовозврат в точку старта.
ИНФОРМАЦИЯ
Более того, в режиме автономного полета можно выбрать один из
трех вариантов поведения с помощью ручки газа.
Газ на минимуме: AUTO – возврат в точку старта.
Газ в центре: WP – полет по точкам вдоль маршрута.
Газ на максимуме: (*) - кружение вокруг текущей точки,
используя GPS.

Навигация по меню OSD с радиопередатчика
Можно управлять меню, используя 3-позиционный переключатель на
передатчике РУ, подключенном в разъем OSD menu (или в составе всех каналов по CPPM, S.bus).:
"Минимальное" значение – PPM импульс меньше чем 1250 мкс
"Нейтральное" значение – PPM импульс между 1250-1750 мкс
"Максимальное" значение – PPM импульс больше чем 1750 мкс

Вызов меню – переключатель на «минимальном» значении.
Выбор пункта меню – переход к следующему производится с
помощью перевода переключателя в «нейтральную» позицию и
возврата в «минимальное» значение.
Подтверждение пункта – Когда переключатель на «максимуме» либо
оставлен на «минимуме» на протяжении 5 секунд..
Выход из меню – соответствующим пунктом, либо если оставить
переключатель на «нейтрали» на протяжении 5 секунд, либо при
отсутствии действий на протяжении 5 секундах

Кликабельно

После настройки всех каналов управления можно дополнительно подать питание на АП и проверить все органы управления глядя на экран компьютера,

полоски напротив нужного используемого в данный момент органа управления должны двигаться...

6.Указание автопилоту типа летательного аппарата(классика, крыло, V-tail и т.д. ...) через меню OSD
настраивается прохождением Autopilot->Mixers->Easy Setup(на указанном ниже скрине этот пункт отсутствует, картинка старая)
на каждом шаге нужно удерживать РУЛИ (не стики!) в положении указанном на экране и нажимать ENTER на мини клавиатуре

или настроить вручную указанием типа поверхностей и способа установки серв (закладка Autopilot->Mixers)

Кликабельно

ВНИМАНИЕ! После прохождения EASY SETUP необходимо проверить корректность отклонения рулевых поверхностей в режиме STAB.
Всё поверхности должны корректно отрабатывать перемещение самолёта в пространстве!

Если нос самолёта имеет наклон вниз, руль высоты должен приподниматься, если нос самолёта отклонён вверх, руль наоборот должен отклоняться вниз.
Если правое крыло ниже, элерон на правом крыле отклоняется вниз, на левом вверх... ну и естественно если левое крыло ниже то наоборот...
Проверка рудера при включении питания АП, рудер на секунду отклоняется вправо.
Кликабельно

7.установка конечных точек работы сервомеханизмов для АП (при помощи FPV-manager)

Подключить АП к компьютеру, включить РУ, подключить питание автопилота.
В режиме "OFF" войти в меню EPA, подёргать стиками во всех направлениях, в том числе и по диагоналям,
АП запомнит конечные точки для работы в режиме AUTO, нажать Save

Кликабельно

8.настройка основных параметров полёта через меню ОСД (углы кренов, тип управления газом и т.д. ...)
для начала эти параметры как правило остаются по умолчанию и уже позже после тестовых полётов редактируются под ваши нужды...
Кликабельно


настройки на скрине показаны для примера и не являются обязательными!

9.настройка основных параметров ОСД, таких как количество банок батареи, калибровка напряжений ходовой и видео батареи,

калибровка тока ходовой батареи, сигналы тревоги ходовой и видео батареи, определение курса и высоты...

Выполняется через меню основное меню OSD, а так же закладка - Сервис
Определение курса - ОБЯЗАТЕЛЬНО установите "по GPS" , высотомер рекомендую установить по датчику давления.

Кликабельно

Кликабельно

10. настройка типа АВТОВОЗВРАТА и режимов управления газом
Производится через меню OSD
Для начала я рекомендую установить режим дросселя - "Динамический" 80% (самый экономичный) и тип возврата Down to minimum
Автопилот Питлаб не имеет параметра настройки скорости возврата, скорость зависит от режима управления газом
и выбранного режима(типа) возврата.

"Режимы управления газом"
Автопилот имеет три режима управления газом, позволяющих
подогнать его поведение под конкретные нужды.

Динамический режим
рекомендуется для большинства моделей.
В этом режиме газ удерживается на том уровне, на котором
модель летит на постоянной высоте, в пределах лимита газа.
Это позволяет выполнять экономичный полет.

Режим постоянного газа
В этом режиме газ удерживается на уровне,
заданном лимитом газа. Этот режим применяется для скоростных моделей
с тенденцией к сваливанию, в сильный ветер, а так же в том случае,
когда необходим быстрый полет.

Режим вкл-выкл
Этот режим создан для моделей планеров. В данном режиме
мотор включается на уровень, заданный лимитом газа,
и выключается по увеличению высоты на 50-70 метров, после чего
модель планирует. По потере такого же количества высоты процесс повторяется.

"Режимы работы (типы) автовозврата"
Режим Down if distance less than…
В этом режиме, независимо от текущей высоты, автопилот изменит высоту, чтобы достичь заданной максимальной высоты, а затем будет лететь по направлению к базе на этой высоте над уровнем моря.
Когда расстояние до базы станет меньше, чем заданное а настройках, автопилот будет лететь вниз к выбранной минимальной высоте и далее по прямой линии до базы.
Это позволяет избежать очень высоких препятствий, таких как линии электропередач, заводских труб и холмов при полете обратно домой.

Режим Down to minimum:
В этом режиме автопилот летит домой контролируя высоту таким образом, чтобы достичь минимальной высоты в точке базы. С точки зрения потребления батареи, это, вероятно, самый экономичный способ полета обратно домой.
Когда выбрана эта опция, если самолет находится ниже установленной минимальной высоты, автопилот будет немедленно увеличить высоту самолета до минимума, а затем сохранит эту высоту во время полета в направлении базы.
Если самолет находится выше заданной минимальной высоты, автопилот будет уменьшать высоту пропорционально расстоянию до базы, чтобы достичь минимальной высоты по прибытию на базу.
Автопилот фактически летит по наклонной прямой от текущей высоты до точки "минимальная высота" над базой. Это может происходить с выключенным двигателем если самолёт хорошо планирует...

Режим Limit min/max:
В этом режиме автопилот держит самолет в заданных пределах высоты минимальная и максимальная.
Если самолет находится ниже минимальной высоты при RTH автопилот увеличит высоту самолета, пока самолет не достигнет указанного минимума, а затем сохранит эту высоту во время полета в направлении базы.

Такое поведение используется, чтобы избежать препятствий, таких как деревья или здания на пути домой.
Если самолет находится выше указанной максимальной высоты, автопилот будет немедленно уменьшать высоту, пока самолет не достигнет максимальной высоты, а затем продолжит полет к базе на этой высоте.
Если самолет находится между минимальной и максимальной высотой, при включении RTH автопилот будет держать самолет на текущей высоте.

Кликабельно, режим дросселя

Кликабельно, тип возврата

Внимание! Настоятельно рекомендую вывести на экран ОБЕ СТРОКИ отображения режимов автопилота! Смотри картинку ниже.
Эта опция позволит более правильно понимать, что делает АП в тот или иной момент времени.
Для начала можно использовать для экрана OSD темплейт "F16" или "F16 small font" (смотри в программе FPV_manager)

Запуск
После включения питания дождаться наличия спутников, смотри OSD. Обычно этот процесс занимает не более 20-30 секунд, обычно это 10-13 спутников.
после этого обратить внимание на удаление от базы. Как правило система достаточно быстро и точно определяет ваше положение, с погрешностью 2-3 метра,
Кликабельно

но я взял для себя за правило, после включения питания и нахождения спутников провести процедуру запоминания базы. (операция не обязательная)
Кликабельно


после этого расстояние до базы должно стать "ноль", проверяем напряжение ходовой и видео (скрин выше), если всё в норме, запускаем!

Обязательные условия первого запуска:
ВНИМАНИЕ! это очень важно, на этом основан принцип работы системы Питлаб.
Запустить модель в РУЧНОМ режиме, оттримировать на ровный устойчивый полёт,
а так же уверенный набор высоты полёта при уровне газа процентов от 70-80 и выше...
Это КЛЮЧЕВОЙ момент для нормальной работы АП
Далее необходимо установить минимальный уровень газа при котором модель летит ровно в горизонте не теряя высоты
и не изменяет направления (самый экономичный режим полёта в горизонте),
зайти в меню OSD и выполнить операцию сохранения тримеров.

Кликабельно

После этого можно включить режим "Stab", направление полёта и высота не должны измениться... По управлению модель станет мягкой, вялой... При отпускании стиков должна возвращаться в ровный полёт (не забываем про газ)

После этого можно слегка удалив модель от базы и набрав немного высоты попробовать режим "AUTO", будьте готовы всегда перехватить модель снова в режим "Stab", так как на дефолтных настройках модель может вести себя плохо...

Вот как то так... Подробнее все эти шаги можно найти в инструкциях, что непонятно спрашиваете, всегда помогу.

Уважаемые господа, попрошу в комментах только техническую информацию,
я не хочу чтобы и тут было полно трёпа как в теме о Питлаб...
Не обижайтесь если кого отмодерю...

Приветствуем вас, уважаемые любители БПЛА. Камера для квадрокоптера является если не обязательным, то крайне желательным атрибутом. Большинство дронов способны нести ее на борту, а лучшие модели летательных аппаратов вполне могут использоваться для проведения профессиональной видеосъемки с воздуха. Помимо съемки фото и видео, камеры широко используются для FPV управления, помогая более точно контролировать полет коптера. Об основных нюансах выбора и использования видеоаппаратуры пойдет речь в нашей статье.

Камера для дрона может использоваться для решения многих задач, которые условно разделяются на 2 глобальные группы:

  • Фото и видео съемка, а также обзор местности, над которой летит дрон
  • FPV управление

В продвинутых моделях летательных аппаратов могут одновременно использоваться две камеры (и даже больше). Одна обеспечивает FPV управление, тогда как вторая ведет качественную съемку. Такое разделение возникло не случайно. Экшн-камеры, часто устанавливаемые на дроны, в большинстве своем способны только снимать, но не могут передавать видеосигнал на монитор. Либо же делают это с некоторыми ограничениями. Проблема решается покупкой FPV оборудования.

Такие производители как Walkera, DJI, Xiaomi и некоторые другие комплектуют свои квадрокоптеры универсальной аппаратурой, умеющей как снимать, так и передавать видео сигнал. Недостаток в данном случае заключается в том, что съемка ведется в цифровом формате, используются алгоритмы сжатия изображения, и только после обработки процессором данные передаются.

Все это приводит к задержке. Для неторопливых полетов на открытом воздухе секундная задержка не имеет критического значения. Такое видео нельзя назвать реальным и, хотя производитель коптера обещает FPV управление, в действительности пилот получает сигнал не сразу.

Аналоговые FPV комплекты для квадрокоптеров работают с минимальной задержкой. Видеопоток не обрабатывается, а сразу транслируется на аппаратуру управления. Для гоночных дронов, для полетов в окружении большого количества потенциальных препятствий (например, плотная городская застройка, лес), для профессиональной видеосъемки все это имеет большое значение.

Есть и еще один немаловажный момент. FPV-оборудование потребляет не много энергии, мало весит и отличается высокой степенью надежности и довольно демократичной ценой.

Итак, выбор обуславливается теми задачами, что будут решаться. Для качественной съемки в комплектацию необходимо включить хорошую экшн-камеру с 3-х осевым подвесом, тогда как для настоящего управления «от первого лица» необходима аналоговая FPV-аппаратура.

Для съемки видео

Многие пилоты приобретают , или собирают БПЛА самостоятельно, и только потом устанавливают на них экшн-камеры. Чуть позже мы расскажем о моделях квадрокоптеров, комплектующихся видеокамерами еще на заводе.


В свое время устройства GoPro создали новый рынок портативных ударопрочных и влагозащищенных видеокамер. Теперь на нем присутствуют десятки компаний. Мы отобрали несколько популярных моделей, которые часто используются для съемки видео.

Топ экшн камер для дронов

В наш небольшой топ экшн камер вошли 3 устройства, отличающиеся сравнительно невысокой стоимостью, и оснащенные Wi-Fi модулями. С их помощью можно использовать бюджетные квадрокоптеры для съемки видео в высоком качестве.


Нас заинтересовали:

  • Amkov amk5000
  • Xiaomi YI action 4K
  • Sjcam sj4000 wifi

Amkov amk5000

Экшн-камера Amkov amk5000 wi fi относится к одним из самых дешевых устройств. Ее стоимость в китайских онлайн магазинах составляет около 90$. Комплект поставки можно назвать исчерпывающим. Помимо разнообразных адаптеров, защелок и площадок, в комплектацию входит водонепроницаемый бокс. Есть и крепление на шлем, то есть область применения amk5000 весьма обширна и явно не ограничивается одними только полетами.


Как понятно из названия, камера оснащена wi-fi модулем. Пользователь может управлять устройством, используя смартфон. И хотя дальность связи не превышает 50 метров, этого достаточно для того, чтобы активировать камеру только после взлета или выключить перед приземлением.

Основные характеристики:

  • Размеры 65×73х139 мм
  • Вес 78 г
  • Датчик изображения CMOS 14 Мп
  • Угол обзора 170 градусов
  • Время работы до 90 минут в режиме 1080 30p с Wi-Fi
  • Функция timelapse
  • Micro-HDMI и micro-USB 2.0 разъемы
  • Слот для SD, SDHC карт

Качество съемки можно охарактеризовать как среднее. Объективу явно не хватает светосилы, что особенно заметно в пасмурную погоду. С другой стороны, за 100$ найти более качественный вариант, да еще и в такой богатой комплектации, вряд ли получится. Из экшн-камер начального уровня Amkov amk5000 wi fi является одной из лучших. Широкий угол обзора позволяет не упустить ничего из виду.

Отметим, что по внешнему виду amk5000 копирует Hero, что, впрочем, неудивительно.

Xiaomi YI action 4K

Модель Xiaomi YI action 4K является дальнейшим развитием линейки YI и на сегодняшний день является одной из самых продвинутых экшн-камер от китайского производителя электроники. Традиционно для Xiaomi, комплект поставки скромный.


Помимо YI action 4K, в него входят селфи палка и пульт Bluetooth для управления. Нет никаких креплений, подводного бокса, адаптеров. Конечно, любые переходники и адаптеры можно приобрести отдельно, но на фоне более доступных по цене конкурентов комплектация выглядит скудно.

Стоимость устройства составляет около 200$, это не самая дешевая видеокамера, но зато она поддерживает запись в 4К разрешении и известна довольно высоким качеством картинки.

Основные характеристики:

  • Размеры 65×42х21 мм
  • Вес 95 г
  • Угол обзора 155 градусов
  • Датчик изображения CMOS ½,3″ 12 Мп (Sony IMX377)
  • Электронная стабилизация
  • Процессор Ambarella A9SE75
  • Светосила F2.8
  • Время работы до 110 минут в режиме 3840×2160 30p
  • Функция timelapse
  • Micro-USB разъем
  • Двух диапазонный Wi-Fi-модуль Broadcom BCM43340
  • Слот для microSDHC/SDXC карт

Xiaomi YI action 4K можно использовать даже для FPV управления, выбрав пункт «Режим прямой видеотрансляции» в меню приложения. Правда, дальность связи не превышает 50 метров, так что далеко улететь не получится.

Снимать видео с помощью Xiaomi YI совершенно не сложно. Настройки, в том числе и расширенные, доступны в меню приложения, но можно использовать и качественный сенсорный экран самой камеры. Все режимы съемки работают без нареканий. Электронная стабилизация позволяет добиться более плавного изображения, но приводит к уменьшению размера кадра.

Sjcam sj4000 wifi

Экшн-камера Sjcam sj4000 wifi недавно выпущенная в новой ревизии 2.0 отличается невысокой стоимостью (около 80$), богатой комплектацией, наличием 2-х дюймового дисплея. В комплект входят несколько креплений, водонепроницаемый бокс и даже карта памяти на 32 Гб.


Основные характеристики:

  • Размеры 60×41х30 мм
  • Вес 46 г
  • Угол обзора 170 градусов
  • Датчик изображения Aptina0330 CMOS 3 Мп
  • Электронная стабилизация
  • Время работы до 88 минут в режиме 1920×1080 30p
  • Функция timelapse
  • Детектор движения
  • Micro-USB и Micro-HDMI разъемы
  • Wi-Fi-модуль
  • Слот для microSDHC карт

Эта одна из самых легких экшн-камер в обзоре, вес вместе с аккумулятором составляет всего 46 грамм. Качество съемки можно оценить, как среднее. При недостаточном освещении изображение оказывается темным (типичная проблема для небольших объективов). 30 кадров в секунду при разрешении 1920×1080 являются пределом для sj4000. В настройках можно менять угол обзора, но это приводит лишь к ухудшению картинки.

В целом, на свои деньги sj4000 весьма неплоха. Ее можно устанавливать на бюджетные квадрокоптеры для съемки собственных полетов. Небольшой вес позволяет уменьшить требования к грузоподъемности дрона.

Для FPV


Полный Fpv комплект для квадрокоптера состоит из:

  • Передатчика
  • Приемника
  • Камеры с видеовыходом
  • Антенн
  • Монитора (шлема, очков)
  • Аккумуляторы для приемника и монитора

Все это оборудование размещается на коптере и на пульте управления. Продвинутые модели квадрокоптеров позволяют подключать FPV аппаратуру к собственной сети питания. Время полета при этом снижается, но зато можно обойтись без отдельного аккумулятора.

Собрать FPV набор можно и самостоятельно (и об этом еще пойдет речь в нашей статье), но начинающим пилотам лучше выбрать готовые дроны. В продаже доступны совсем недорогие модели, которые помогут получить представление об ФПВ управлении. Кстати, совершенно не факт, что управление дроном от первого лица вам понравится, поэтому нет смысла сразу тратиться на дорогой беспилотник.

Готовые недорогие FPV дроны

И способен удовлетворить запросы даже очень требовательных покупателей.



Мы рекомендуем обратить внимание на:

  • Hubsan H107D FPV
  • WLtoys V686G
  • JJRC H9D

Все три модели отличаются невысокой стоимостью, оснащены камерами и дисплеями. Стабилизирующими подвесами коптеры похвастать не могут.

Hubsan H107D FPV


Мы уже , поэтому приведу только основные характеристики:

  • Размеры 140×140х32 мм
  • Вес 365 г
  • Длительность полета до 7 минут
  • Дальность связи 50-100 метров
  • Дальность видеосвязи до 100 метров
  • Встроенная камера 0.3 Мп, разрешение 640 x 480
  • Размер дисплея 4.3 дюйма
  • Аккумулятор 380 mAh

WLtoys V686G


  • Размеры 360×360х100 мм
  • Вес 860 г
  • Длительность полета до 10 минут
  • Дальность связи до 150 метров
  • Размер дисплея 4.3 дюйма
  • Частота 2.4 ГГц для управления и 5.8 ГГц для видео
  • Аккумулятор 730 mAh

JJRC H9D


  • Размеры 230×230х130 мм
  • Вес 450 г
  • Длительность полета до 8 минут
  • Дальность связи до 150 метров
  • Дальность видеосвязи до 150 метров
  • Видеокамера 2.0 Мп, разрешение HD
  • Размер дисплея 4.3 дюйма
  • Частота 2.4 ГГц для управления и 5.8 ГГц для видео
  • Аккумулятор 650 mAh

Как выбрать FPV и почему это не так просто

Выбор FPV на квадрокоптер зависит не только и не столько от цены, сколько от тех характеристик и возможностей, которые в итоге желает получить пилот.


У каждого компонента системы есть свои параметры, свои требования к совместимому оборудованию. Значение имеет тип матрицы, разрешающая способность, используемая частота, мощность передатчика.

Нужно представлять, как будет скомпонована FPV система, как организовать ее питание от аккумулятора, какой монитор или шлем выбрать. Далеко не всегда получается найти подробный обзор того или иного элемента.

Тип матрицы и задержка: CCD vs CMOS

О задержке мы уже вкратце говорили в начале статьи. На сегодняшний день нет доступных по цене решений, с помощью которых можно было бы с минимальной задержкой транслировать сигнал с цифровой HD камеры на пульт или смартфон. Лаг неизбежен, и он может оказаться довольно значительным – до нескольких секунд. Любая экшн-камера, даже самого последнего поколения, например, Hero 6, проигрывает в этом показателе недорогой FPV-камере. Как мы уже говорили, если необходимо управление от первого лица, следует смотреть только на аналоговые видеомодули.

Камеры могут использовать один из двух типов сенсоров – CMOS либо CCD. Для FPV оборудования обычно используются CCD матрицы в силу следующих факторов:

  • Лучшие возможности для управления экспозицией
  • Не так выражен эффект «желе»
  • Меньший уровень шума при недостаточном освещении

В свою очередь CMOS (широко применяются в цифровых HD видеокамерах) отличаются:

  • Более высоким разрешением
  • Лучшей цветопередачей
  • Более высокой частотой кадров
  • Меньшим энергопотреблением

Для полетов по FPV преимущества CMOS (помимо уменьшенного энергопотребления) не очень важны. Именно поэтому в рейтинги лучших видеокамер для управления от первого лица входят решения на базе CCD матриц.

Разрешение TVL

В эпоху цифрового видео мы привыкли к тому, что разрешение матрицы выражается через пиксели (1980×1080 и так далее). Для аналоговых устройств используется параметр TVL, то есть количество горизонтальных линий, помещающихся в кадре (или количество возможных переходов между цветами).


Чем больше значение TVL, тем качественнее изображение, однако в случае с first-person-video гнаться за максимальными показателями не нужно. Чем выше разрешение, тем больше цена камеры, и, что важнее, больше задержка видеосигнала. Ограничения накладываются и аналоговым 5.8 ГГц передатчиком, способным передавать в единицу времени определенный объем данных. Если возможности передатчика ограничены, то не имеет большого значения, насколько качественная видеоаппаратура используется.

Камеры для дрона обычно имеют разрешение 600TVL, 700TVL, 800TVL.

Стандарт PAL\NTSC

Современное оборудование прекрасно работает с обоими форматами, поэтому можно не особенно переживать о том, что NTSC камера (данный стандарт используется в США) окажется несовместимым с европейским или китайским передатчиком.


Однако различия между стандартами есть, и их можно заметить невооруженным глазом, наблюдая за полетом дрона на мониторе.

PAL поддерживает более высокое разрешение, по сравнению с NTSC (720×576 против 720×480), что положительным образом сказывается на качестве картинки. Зато у NTSC лучшая частота кадров (30 fps против 25 fps), что делает видео более плавным.

Топ камер для FPV

На выбор доступны десятки, если не сотни камер для дронов. К самым известным производителям относятся компании Runcam, Foxeer, Caddx, Aomway, Boscam. Помимо видеоаппаратуры, они производят и другое FPV оборудование.


В наш топ вошли следующие устройства:

  • Runcam Eagle 2 (Full, Micro)
  • Foxeer Predator (Mini, Micro)
  • Caddx SDR1 (Mini, Micro)
  • Runcam Swift 2 (Full, Mini, Micro)
  • Foxeer Predator Arrow V3 (Full, Mini, Micro)
  • Caddx S1 (Mini, Micro)

Частоты

Передатчик, транслирующий сигнал, и приемник, этот сигнал принимающий, работают на определенной частоте. В авиамоделизме принято несколько наиболее распространенных частот, но чаще всего для видео используется частота 5.8 ГГц.

Есть и другие частоты – 900, 1200, 2400 ГГц. На частоте 2.4 ГГц как правило ведется управление квадрокоптером. Чем меньше частота, тем значительнее ее проникающая способность и . Но и тем крупнее размер антенны.

Выбор 5.8 ГГц для передачи видео не случаен. Данная частота является легальной во многих странах (на использование некоторых частот может быть наложен запрет на законодательном уровне). Кроме того, можно использовать небольшую антенну, что важно для беспилотников любительского уровня. Видео, транслируемое на 5.8 ГГц, не влияет или практически не влияет на управляющую частоту 2.4 ГГц.

На частоте 5.8 ГГц доступно до 32 каналов. Это важный параметр, если речь идет о массовых совместных полетах, например, гонках.

Передатчик и его мощность

Чем выше мощность передатчика, тем большая дальность передачи видеосигнала. В продаже есть модели на 25mW, 100mW, 200mW и так далее.


Особенность заключается в том, что для увеличения дальности в 2 раза, мощность должна возрасти в 4 раза. Соответственно, если передатчика на 200mW хватает для транслирования видео на расстояние в 1 км, то для организации передачи сигнала на 2 км придется брать 800mW передатчик. Далеко не всегда это нужно и оправданно, тогда как стоимость оборудования заметно возрастает, также, как и энергопотребление.

Видео-переключатель

Видео-переключатель окажется как нельзя кстати, если на модель квадрокоптера установлены 2 видеокамеры. Например, одна может быть курсовой, тогда как вторая может смотреть назад или вниз. Переключаясь, вы сможете выводить видео на монитор с разных источников.

Приемник

С приемником все несколько проще. Он может быть выполнен как в виде внешнего устройства с антенной и видеовыходом, так и быть встроенным в монитор, или в пульт управления. Приемник должен работать на одной частоте и на одном канале с передатчиком (обычно поддерживаются все 32 канала на 5.8 ГГц). К приемнику можно подключить дисплей, очки или шлем.

Антенны


Приобретая первый недорогой набор, пилот часто довольствуется теми антеннами, что идут в комплекте. В целом, если речь идет о полетах на небольшие расстояния, со своей задачей они справляются хорошо. Но если необходимо обеспечить лучшую дальность связи, штатные антенны меняются на более дорогие аналоги.

Типы

Самые простые штырьковые (всенаправленные) антенны обычно поставляются вместе с FPV оборудованием. Также существуют так называемые клеверные антенны, характеризующиеся небольшим усилением.

Наибольшей дальностью обладают патч антенны (спиральные антенны). Именно они используются в продвинутой аппаратуре управления.

Разъемы

Существует два разъема, с помощью которых антенны подключаются к передатчику и приемнику. Это может быть или SMA разъем, или RP-SMA разъем. Перед покупкой убедитесь в том, что разъемы на антеннах, передатчике и приемнике совместимы.

Очки и мониторы


Чем дороже монитор или очки, тем более качественную картинку они предоставляют. Простенький FPV монитор с небольшой диагональю, бликами, плохо читаемым текстом будет скорее мешать, чем помогать в управлении. Тоже самое справедливо и в отношении дешевых видео очков с низкой частотой и не самыми качественными экранами.
Для начала подойдет и самая простая модель монитора, но, если полеты вас по-настоящему увлекут, советуем смотреть в сторону оборудования от Fatshark.

OSD

OSD является чрезвычайно полезным устройством, благодаря которому можно получать техническую информацию о состоянии квадрокоптера. Небольшая OSD плата (on-screen-display) подключается к датчикам (скорости, напряжения аккумулятора, потребляемом токе, GPS и т.д.), расположенным на полетном контроллере. Также она подключается и к передатчику.

Пилот получает OSD информацию прямо на экран монитора или на очки. Он может добавлять или убирать отдельные показатели, если они ему не нужны.

Продвинутые модели квадрокоптеров могут быть оснащены собственными OSD платами (либо такая функциональность реализуется на плате полетного контроллера).

Про питание

Для того, чтобы FPV оборудование смогло функционировать, его необходимо подключить к источнику питания. Современные наборы требуют напряжения 12V. Соответственно, если на борту коптера установлена 3S батарея (11.1V), то от нее можно запитать и видеокамеру с передатчиком.

Регуляторы напряжения

В случаях, когда коптер оснащен аккумулятором 4S (16.4V) и больше, можно воспользоваться регулятором напряжения. Если регулятора нет, или не хочется подключаться к батарее беспилотника, устанавливается отдельный аккумулятор 3S.

Силовой фильтр

При подключении к энергетической системе коптера, на работу камеры и передатчика могут начать оказывать влияние помехи от моторов. В результате, изображение на экране будет изобиловать белыми полосками. Для борьбы с помехами используется силовой фильтр.

FAQ


В завершении нашей обзорной статьи об организации FPV на квадрокоптерах, мы ответим на несколько часто возникающих вопросов.

Где лучше расположить аппаратуру?

Если на квадрокоптере уже есть камера для видеосъемки, и вы собираетесь ее использовать для записи полетов, небольшую FPV камеру можно прикрепить прямо к ее корпусу.

Что касается антенны передатчика, то ее следует разместить как можно дальше от антенн коптера, чтобы они не создавали друг другу дополнительные помехи.

Что такое «желе»?

Эффект «желе» образуется из-за вибрации корпуса квадрокоптера, вызываемой работой винтов и моторов. Изображение как-бы немного дрожит или плывет. При трансляции видео с камеры эффект может быть незаметным. Но при просмотре записанного видео проявляется в полной мере (если нет гиростабилизированного подвеса).

Что делать с аудиовыходом?

Аудиовыход как правило не используется, поэтому о нем можно смело забыть.

Преобразование видео частоты

Преобразование частоты может понадобиться в том случае, если встроенный в очки или в монитор приемник может функционировать только на частоте 5.8 ГГц, тогда как вы хотите работать на частоте, например, 1.2 ГГц. В этом случае пригодится специальный модуль для преобразования.

Можно ли вывести видео на смартфон?

Многие экшн-камеры, оснащенные Wi-Fi модулем, умеют транслировать видео на смартфон или планшет. Проблема в том, что дальность связи через Wi-Fi соединение весьма ограничена и не превышает 50-100 метров, в зависимости от условий.

Решить проблему с дальностью можно с помощью аналого-цифрового конвертора, но в этом нет большого смысла, так как возникает заметная задержка. За то время, что аналоговый сигнал будет конвертироваться в цифровой, коптер успеет оказаться в другом месте.

Как научиться летать?

Для начала следует освоить , привыкнуть к пульту, попробовать разные режимы полета и разные уровни расходов. Первые полеты дрона следует проводить на небольшом удалении от пульта, на невысокой скорости, на открытой местности без природных или искусственных преград. Освоиться с управлением помогут компьютерные симуляторы, хотя большинство пилотов предпочитают реальный опыт.

Вывод

Мы постарались подробно рассмотреть особенности выбора FPV оборудования, рассказали о наиболее важных параметрах и характеристиках, привели примеры готовых моделей FPV квадрокоптеров.

Управление с помощью видео от первого лица значительно отличается от привычного большинству пилотов управлению только через пульт. Оно дает возможность совершать дальние полеты, не опасаясь разбить коптер о внезапно возникшее препятствие. При использовании качественных комплектующих (в первую очередь, очков и камеры), пилот получает совершенно иной опыт. В этой дополненной реальности он уже не просто отдает команды, но и сам как-бы присутствует на борту летательного аппарата.

На этом мы завершаем статью об FPV на квадрокоптерах. Подписывайтесь на наши новые обзоры, делитесь полезными материалами в социальных сетях, и до новых встреч.

На любом дроне большим плюсом несомненно является возможность через видео отслеживать перемещение. Тем более если квадрокоптер имеет возможность улетать за несколько сот метров и более. Потому что на этом расстоянии невозможно определить положение дрона по отношению к себе. Однажды это стало уже для меня потерей MJX Bugs 3 , но к моему счастью все же я его нашел, хоть и через 1.5 часа.

Первую попытку организовать FPV-систему решил на основе Wi-Fi. У меня была экшен камера DBPOWER EX5000 (с Wi-Fi) и планшет Explay Hit 3G .

Приложение FinalCam для управлением видео я скачал с Плей Маркета . Но как оказалось Bugs 3 с такой системой не хотел летать и после двух падений дрона я отказался от этой затеи. Ведь Wi-Fi и управление дроном работают на одной частоте — 2.4 Ггц, что видимо и вызывало сбои в квадрокоптере при полетах.

Вторая попытка оказалась удачнее. На Алиэкспресс присмотрел все необходимые компоненты для FPV-системы на частоте 5.8 Ггц.

Мой бюджет для этой системы был ограниченным и поэтому все выбирал по минимуму —

  1. Монитор небольшой (4.3′) со встроенным приемником и аккумулятором — 5.8G 8CH Transmission FPV Monitor Display Screen . Правда у него нет антенны и поэтому пришлось её по-подбирать, потому-что соединение с ней было немножко специфическим. Нашел такую — плюс адаптер (переходник) под антенну — … чуть позже обратил внимание что встроенного аккумулятора хватает только на 15 минут работы. Пришлось заказать ещё такой повышенной емкости — 3.7V 680mAh Rechargeable Li-Po RC Battery К таким батареям нужно соответствующее зарядное устройство… с ним пока ещё думаю…
  2. Передатчик выбрал немного на перспективу с увеличенной мощностью (600 МВт) — 5.8GHz 48CH TS5828 Transmitter
  3. Камеру нашел небольшую — 600TVL mini FPV camera . Её размер просто поражают — 12.5 мм * 12.5 мм * 12 мм (L * W * H)
  4. Ещё для своей экшен камеры DBPOWER EX5000 (у неё тоже есть выход ТВ и её тоже можно подключать к передатчику) нашел соединительный кабель —

Полезная информация: В описании монитора ничего не говорилось о возможной проблеме «синий экран», но в отзывах по этому монитору в другом магазине все же нашел что при пропадании сигнала — «синий экран» не появляется, что конечно добавляет монитору большой плюс…

27 мая — доставили монитор, антенну и переходник. Монитор выглядит терпимо, на экран даже наклеена пленка для хранения, правда аккумулятор на нем оказался разряженный в ноль… Хоть батарея и 3.7В, но пока заряжаю зарядным от квадрокоптера. У него есть выход на 4,2 вольта — к нему и подключаю… 🙂 з/устройством на 3.7В ещё не запасся…

Попробовал подключать… и неудачно. Компоненты FPV-системы все разные — вот здесь и выяснилось что надо покупать комплектом или иметь очень большие знания в этом вопросе. Монитор со встроенным приемником рассчитан на 8 каналов и определяет подключение к нужному в автоматическом режиме. На передатчике 48 каналов — устанавливал по сетке нужный вариант каналов и ни какого результата. Инструкция которая к передатчику прилагается от другого 32-канального передатчика, который отличается к тому же и размещением микросхем.

В Сети конкретной инфы по своему найти не смог. Есть подозрение и на камеру, но проверить её не на чем. Пробовал подключать экшен камеру самодельным «шнурком» и тоже без безрезультатно…
29 мая — Прошедшие два дня я не сидел без дела и наконец-то под вечер впервые увидел (хоть и не очень качественное) изображение на экране монитора…

Это очень меня порадовало:clap: потому что стало понятно — монитор, передатчик и камера рабочие… а вот в экшен камере похоже ТВ-выход не работает и подключить её мне не удалось… но как оказалось — я ошибался и в конце-концов экшен камеру DBPOWER EX500 я все же подключил… 🙂 инфа по этому вопросу в конце страницы…
30 мая — С утра по-раньше взялся снова за дела и попробовал переключателями каналов настроить качественную картинку и через некоторое время мне это практически удалось.

Удачные настройки переключателя каналов передатчика и монитора можно увидеть на фото ниже:

По-позже постараюсь поискать варианты c выбором канала для улучшения картинки… Также придется разжиться на Алиэкспресс качественными проводами с нормальными штекерами потому что на данный момент моя конструкция соединена можно так сказать на «живую нитку»… 🙂
Потом — испытание моего варианта FPV-системы для квадрокоптера MJX Bugs 3 RC в полете на дальность.

Первый тестовый полет был закончен досрочно. Bugs 3 отлетел метров на 250 и произошло кратковременное отключение моторов. Дальше решил не рисковать и вернул дрон на место посадки.
Видео :

Выводы: Изображение на мониторе получается не так качественно как хотелось бы, но похоже на этом мониторе сложно ожидать что-то лучшее. Ведь его разрешение всего 480х272, а камера не имеет ни какой стабилизации и закреплена на дроне без мягкого подвеса.
Лучшим вариантом было бы подключить экшен камеру к передатчику и тем самым удалить ненужный элемент — курсовую камеру…

На следующий день мне всё-таки удалось подключить экшен камеру DBPOWER EX5000 к моей FPV-системе на Bugs 3 :

Дело оказалось в особом USB-кабеле, который пришлось сделать своими руками из другого кабеля изменив подключение проводов. Осталось проверить в полёте…
Полезная информация: При переключении экшен камеры в режим ТВ в выходной microUSB-разъем камеры на 4-ый контакт подается видеовывод. Вот к этому 4-ому контакту на разъеме microUSB-кабеля (он обычно пустой) я подпаял дополнительный проводок, а в качестве второго провода — взял черный провод (земля — для питания камеры), и соединил их с соответствующими проводами на передатчике… и все заработало… 🙂

Пока даже не проверял потому что самодельный кабель лучше подходит в моем случае. И так пришлось проделать отверстие в корпусе подвеса, а так как там ещё находится и защелка фиксатора нижней части подвеса, которую тоже пришлось подрезать с одной стороны. Для фирменного кабеля защёлку придется подрезать гораздо сильнее, а это будет уже ослаблением данного узла… но правда есть ещё один вариант, который проверю чуть позже…

Далее решил попробовать использовать для полетов FPV-очки , но так как все мои действия носят экспериментальный характер, то и на FPV-очки для начала решил не тратится. На Алиэкспресс заказал картонные Гугл-очки за 114 рублей. Через 18 дней получил посылку, но злодеи от Алиэкспресс прислали некомплект и частично FPV-очки пришлось доделывать самостоятельно. По большому счету мне нужны были только линзы, которые идут в комплекте. Покупать их отдельно — выходило дороже… 🙂

Конечный вариант моих FPV-очков выглядит так

В конструкции используется уже знакомый монитор 4.3 дюйма со встроенным 8-канальным приемником. Остается только проверить такой вариант FPV-очков в действии…

На следующий день проверил и оказалось что экшен камера в качестве курсовой выдает на монитор слишком темную картинку по которой летать невозможно. Вдобавок линзы дают сильное увеличение и экран монитора из-за этого виден не полностью. К тому же сильное увеличение ещё дает и крупную зернистость экрана. В общем — есть над чем работать… 🙂

Немножко подумал и сделал такой вариант —

так мною называемый FPV -монокль для полетов на квадрокоптере MJX Bugs 3 RC . Линзу использовал другую — с меньшим увеличением. В качестве курсовой камеры опять использовалась экшен камера и на сей раз картинка оказалась нормальной…. В такой конструкции есть два преимущества — можно контролировать дрон с земли и отслеживать его перемещение с воздуха. Правда приземлятся лучше с предварительно снятым FPV -моноклем — два глаза обеспечат более безопасную и точную посадку…

Такой вариант пока мне нравится… 🙂

Продолжение следует…

Доброго здоровья всем, читающим этот материал.
Недели 2 назад я получил электронное письмо от представителя одного из китайских интернет-магазинов с предложением о сотрудничестве. Честно говоря, я был немного удивлён. Ведь ранее я ни в чём таком замечен не был:-)
Однако, факт есть факт. Очень культурный и неплохо владеющий русским языком товарищ по имени Чжоу предложил мне на тест что-нибудь из ассортимента магазина, представителем которого он является. Сумма была ограничена $50 с условием, что я напишу об этом товаре жестокий, но справедливый отзыв:-)

Поскольку Китай является стратегическим партнёром России, я согласился с предложением Чжоу. Не потому, что мне срочно понадобились пятьдесят баксов (которые можно получить, только продав товар, присланный для отчёта). А потому, что мне действительно очень интересна тема радиоуправляемых моделей. Дабы вы не сомневались в моём альтруизме, скажу, что под это дело я специально на днях приобрёл видеокамеру Panasonic HC-X810 (да, стоит 420 баксов, но как хороша, зараза!). Ей и снимал практически всё видео.
И вот всё заверте… 21 января Чжоу отправил мне квадрик, который я выбрал, курьерской службой ЕМС. 28-го я уже получил посылку на почте (позвонили из местного отделения связи и попросили войти в положение, ну нет у них курьеров сейчас. Зато без очереди).

Краткие характеристики квадрокоптера DFD F183:

1. Расстояние между моторами по диагонали 24 см
2. Тип моторов - коллекторные
3. Частота радиосигнала 2,4 ГГц
4. Аккумулятор 500 мАч 7,4 В
5. Время зарядки аккумулятора 60 минут
6. Время полёта 6-7 минут в безветренную погоду с небольшой скоростью
7. Дистанция управления 100 или чуть более метров
8. Камера HD 2 Мп с режимом «фото». Управление с передатчика
9. Яркая светодиодная подсветка, выключается с передатчика
10. Передатчик формата «хBox» с жидкокристаллическим монохромным экраном
11. Умеет делать флипы
12. Headless mode («Безголовый» режим)
13. Вес квадрокоптера с аккумулятором без шасси, защиты и камеры 129г. Полный полётный вес 154г.

Комплектация:

1. Квадрокоптер DFD F183
2. Шасси
3. Защита пропеллеров
4. Передатчик
5. Комплект запасных пропеллеров
6. Отвёртка
7. Кардридер
8. Микро SD карта 2 Гб
9. Аккумулятор
10. Зарядное устройство
11. Инструкция на английском и китайском языках
12. Видеокамера

Долго думать не стал, застелил обеденный стол праздничной скатертью (супруга сама её для меня погладила), настроил штатив, камеру и начал творить креатив:-)
Что получилось - смотрим. Если понравилось - подписываемся, комментируем и ставим лайки, как говорится:-)
Итак, распаковка и краткий обзор:

Тестовый полёт во дворе (погода не позволила выехать в поле, ветер 5-7 м/с и моросит дождик):

Охарактеризую плюсы этого квадрокоптера:

1. Очень достойная упаковка:

2. Приятный дизайн:

3. «Небьющееся» шасси:

4. Защита пропеллеров в комплекте:

5. Отличная подсветка, управляемая с передатчика:

А вот и видео ночного тестового полёта:

6. Полностью закрытый корпус, силовые провода не свисают и не болтаются:

7. Наличие переключателя «on-off» на корпусе квадрика:

8. 6-осевая стабилизация:

9. Частота радиоуправления 2,4 ГГц

10. Аккумулятор 7,4В (2 ячейки):

11. Наличие в продаже полного ассортимента запчастей:

12. Неплохая камера за эти деньги. Управляется с передатчика. Отсутствует эффект «желе». Вот фото, сделанные этой камерой в полёте:





А вот видео, снятое этой камерой с борта квадрокоптера:

13. «Безголовый» режим headless, очень пригодится начинающим.

14. Отличные, быстрые флипы (JJRC H8C делает их не так чётко). Примерно уровень Syma X5c

Из минусов замечено:

1. «Игрушечный» передатчик:

2. Нестандартный силовой разъём на квадрокоптере, ЗУ и аккумуляторе. Отсутствие балансировочного разъёма:


Решение проблемы - перепайка разъёма квадрика на JST и использование подходящих аккумуляторов.

3. Было бы гораздо приятнее, если бы в комплекте было 2 аккумулятора. Или 5:-)

4. Время полёта в ветреную погоду 5-5,5 минут (на 1 минуту меньше, чем у JJRC H8C). Почему - непонятно. Вроде бы полный клон. Возможно, установлены более современные «мозги», потребляющие больше энергии.

5. Редукторы открытые:


При полёте и, соответственно, посадке без шасси возможно попадание песка, пыли и т.д., как и во всех аналогичных аппаратах. Но в моей практике такого не случалось.

Теперь о хэндмейде: решил-таки я этот мини-квадрик снабдить комплектом FPV. Кто не знает - эта аббревиатура расшифровывается, как «вид от первого лица». То есть, надеваем видеоочки (или смотрим в монитор) и летаем не по взгляду на квадрик, а по изображению, которое передаёт камера, установленная на нашем летательном аппарате.
Занятие увлекательное, я вам скажу (кто ещё не в курсе). Ну а тот, кто в курсе - меня поймёт. Порылся я в своих закромах и нашёл вот что:
Камера:
Видеопередатчик:
Антенна:
Питание камеры:
Питание видеопередатчика:
Площадка:
Пробовал делать более короткую площадку - тяжело зафиксировать её горизонтально. Оставил длинный вариант, прибавка в весе несущественна, пара-тройка граммов.
Устройство сопряжения:
Демпфер:
Липучка Velcro:
Вроде ничего не забыл:-)

Вес получившейся сборки согласно показаний китайских весов составляет 55,1г, что немало для этого квадрокоптера:

Выход есть! Снимаем с квадрика камеру, шасси и защиту пропеллеров. В итоге экономим 24,6г. Неплохой результат:

Комплектация наземной станции:
Китайский телевизор Sony с диагональю 8 дюймов и разрешением экрана 800Х480 точек (валялся новый без дела, поэтому специальный монитор я покупать не стал). Козырёк сделал сам из плотного картона. Покрасил и закрепил на двусторонний скотч. Получилось вроде бы неплохо.
Штатив:
Площадка:
Порт сопряжения штатива с площадкой: :-)
Питание: аккумулятор уже хорошо поработал на Р/У автомодели, но ещё довольно бодр
Рекордер:
Приёмник видеосигнала:
Антенна-клевер:



Разрешение на публикацию этого ролика в данном отзыве получено мной от автора видео через переписку Вконтакте.
На его канале вообще много всего интересного по тематике RC, рекомендую к просмотру:

Пробный полёт с возросшей нагрузкой:

Запись пробного полёта с рекордера наземной станции:

Уже после полёта я нашёл причину проскакивающей помехи - плохой контакт между видеоприёмником и рекордером. Исправил, но перезаписывать было уже лень. Даже не то, чтобы лень. Погода не очень соответствовала подобным экспериментом. Поэтому извиняюсь, но оставляю всё как есть.

С купоном F183ZC цена на этот квадрик 52,99$

Выводы (ни в коем случае не претендующие на лавры истины в последней инстанции):

Квадрокоптер DFD F183 мне понравился. Вполне достойная альтернатива JJRC H8C, не говоря уже о Syma X5c. Рекомендую этот квадрокоптер начинающим коптероводам. Установка ФПВ-комплекта показала, что нормальные полёты с этим сетапом возможны только в безветренную погоду. Конечно, можно подобрать комплект гораздо легче. Но размер финансовых затрат будет иметь уже другой порядок. А вот в спортзале с таким комплектом летать будет вполне комфортно хоть по монитору, хоть в очках. Вот тут-то и пригодится защита пропеллеров.
В заключение хотелось бы поблагодарить сотрудников магазина WWW.GEARBEST.COM за предоставленный на тест квадрокоптер. Я совершал покупки в этом магазине и могу сказать о нём только хорошие слова. Ценовая политика ориентирована на сложившуюся тяжёлую экономическую ситуацию в России. Поддержка откликается в течение нескольких часов. Товар отправляют быстро, срок доставки 15-24 дня. Упаковка качественная. Гарантия на весь товар. Рекомендую всем этот магазин. Перед покупкой свяжитесь с поддержкой и попросите скидку или купон. В 90% случаев Вам не откажут.
Благодарю всех за ознакомление с данным материалом. Готов ответить на ваши вопросы в комментариях. Всем всего наилучшего.
Михаил.
29.01.2015г.

Планирую купить +18 Добавить в избранное Обзор понравился +39 +77

FPV (First Person View) в переводе на русский язык означает вид от первого лица. Системы FPV применяются практически во всех направлениях RC моделизма. С видом от первого лица сейчас, катаются на машинках, гоняют на катерах, но самое большое распространение систем FPV, это конечно же радиоуправляемая авиация. Какой мальчишка не мечтал посидеть за штурвалом самолета или вертолета, и с высоты птичьего полета обозревать окрестности. К тому же с помощью камеры установленной на самолете, вертолете или мультикоптере, возможно заниматься изучением различных объектов, например наблюдать за большими площадями лесных угодий, или осматривать крупные объекты сверху. Конечно существуют фирмы специализирующиеся на подобных полетах, но не всегда есть возможность пригласить специалиста с дорогим оборудованием, и тогда встает вопрос, как самостоятельно организовать подключение FPV?

При современном уровне развития микроэлектроники и доступности электронных компонентов, подключение FPV перестало быть уделом профессионалов и энтузиастов, практически любой человек хотя бы раз державший паяльник в руках, способен самостоятельно организовать подключение FPV системы на своей модели, машинки, самолета, вертолета или мультикоптера.


На сегодняшний день основную долю рынка занимают аналоговые системы FPV, работающие на частотах 1.2, 1.3, 2.4 и 5.8Ггц. Подключение FPV такого класса, дает возможность передавать в реальном времени, картинку стандартного разрешение 640Х480 пикселей, дальность же передачи изображения может варироваться от нескольких сот метров до нескольких десятков километров. Как правило для полетов на расстояния не более нескольких километров, используется оборудование на 5.8Ггц, благодаря компактности антенн на эту частоту, можно без проблем организовать подключение FPV на летательных аппаратах небольшого размера. Подключение FPV оборудования на частотах 1.2 и 1.3Ггц оправданно, для полетов на большие расстояния, на крупных летательных аппаратах с размахом крыла более полутора метров, способных покрывать расстояния в десятки километров. Так же более длинные волны, не так сильно реагируют на препятствия в виде деревьев, домов и естественных изменений рельефа. У всех частот применяемых в FPV есть свои минусы и плюсы, поэтому сложно давать общие рекомендации, и подбор оборудования для конкретного использования, нужно осуществлять индивидуально.

Подключение FPV к квадрокоптеру DJI Phantom

Компоненты требующиеся что бы осуществить подключение FPV системы. Пять основных компонентов, без которых не может существовать ни одна система FPV.

  1. Видео камера, установленная на модели. Существует огромное количество камер как специально сконструированных для FPV, так и обычные бытовые или экстрим видео камеры. Основные условия применения камеры, это вес камеры который способен переносить ваша модель, и наличие видео выхода, для подключения камеры к видео передатчику. Предпочтительный тип используемой матрицы в камере, это сенсоры от фирмы SONY.
  2. Видео передатчик. Как было сказано выше, может работать на частотах 1.2, 1.3, 2.4 и 5.8Ггц. Передатчики могут отличаться не только по используемой частоте, но так же и по мощности. Выходная мощность у разных моделей передатчиков, может варьироваться от 25мВт до нескольких Ватт. Как правило используются передатчики с мощностью не более одного Ватта. Так же одним из важнейших условий для качественного приема и передачи сигнала, является хорошая согласованность антенны с передатчиком, и порой даже более мощные передатчики, но с плохо согласованной антенной, работаю на меньшей дистанции чем их маломощные собратья, но с хорошо подобранной антенной.
  3. Антенны для передатчика и приемника. Антенны различаются по длине волны с которыми они используются, по типу направленности. Самый распространенный тип антенн, это диполь, имеющая форму штыря, и в просторечии называемой сосиской. Не отличается особой направленностью, но при этом может иметь хорошее усиление, и в случае хорошей согласованности с передатчиком/приемником, может давать приличные результаты, при малом весе, размере и цене. Второй по популярности вид антенн используемый в FPV, это так называемый «Клевер», этот тип антенн является всенаправленным, очень хорошо принимает отраженный сигнал, и практически не зависит, от направленности антенны на модель. Но «Клевер» может иметь достаточно большие размеры, особенно на длинных частотах 1.2 и 1.3Ггц, что делает его использование не очень удобным а в некоторых случаях невозможным, особенно на малогабаритных моделях, так же из-за своих конструкторских особенностей, антенна типа «Клевер» достаточно хрупкая, и может быть легко повреждена, например при неудачной посадке или падении модели. И третий тип антенн, это узко направленные антенны, так называемые «Патч» антенны. Как правило подобный тип антенн не используется для установки на модель, поскольку модель находится постоянно в движении, и «Патч» не сможет обеспечить нужный угол передачи радиоволны. Узконаправленные антенны, зачастую используются для установки на приемнике, что обеспечивает более стабильный сигнал и большее усиление, для приема более качественного сигнала на земле. Если нет возможности поворачивать «Патч» вручную, например полет проходит на достаточно большом удалении, вне видимости с земли, совместно с узконаправленной антенной может применяться наземная станция с антенным трекером, позволяющим в автоматическом режиме, поворачивать антенну в сторону модели, обеспечивая тем самым постоянный и стабильный прием сигнала видео приемником.
  4. Видео приемник. Подключение FPV не возможно без использования принимающей наземной части системы, коим является видео приемник. Основное условие работы системы в целом, является одинаковая частота передающей и принимающей частей системы FPV. То есть если мы используем видео передатчик на 5.8Ггц, то и видео приемник должен функционировать на той же частоте. Кроме этого, даже в одном и том же диапазоне частот, существует несколько десятков каналов, на которых может осуществляться передача видео сигнала. На рынке представлены несколько производителей компонентов для FPV, и у каждого производителя используется свой набор каналов. Так например до недавнего времени, передатчики фирмы Boscam не могли работать, с приемниками фирмы ImmersionRC, которые использую свою частотную сетку. Ситуация изменилась с появление мульти диапазонных передатчиков и приемников, когда в одном устройстве стало возможно переключиться на любой канал, и использовать передатчики и приемники разных производителей в одной системе.
  5. Монитор, видео очки или видео шлем. Наконец мы добрались до последнего компонента FPV, который и позволит вам наслаждаться передвижение вашей модели в пространстве от первого лица, почувствовав себя оператором беспилотного летательного аппарата. Самый доступный и простой вывод изображения, это FPV монитор, в качестве которого могут быть использованы как специализированные модели FPV мониторов различных диагоналей, так и бытовые ЖК телевизоры, вплоть до широкоформатных панелей размерностью в несколько десятков дюймов, чем больше размер экрана и выше его качество, тем больше эффект погружения и выше качество воспринимаемой действительности. Но в специализированных FPV мониторах, есть одно очень важное отличие от бытовых, это отсутствие так называемого «синего экрана», когда картинка на экране может полностью исчезнуть в случае плохого видео сигнал. В случае же использования специального FPV монитора, даже если сигнал начнет пропадать, и видео сильно ухудшится, то вы все равно будите иметь возможность наблюдать полет, и приняв необходимые меры, например развернув самолет в другую сторону или в обратном направлении, продолжить управлять с видом от первого лица, и не потерять контроль над моделью. Так же для визуального восприятия полета, можно использовать видео очки и видео шлем, данные устройства одеваются непосредственно на голову виртуального пилота, что обеспечивает максимальный уровень погружения и делает возможным почувствовать себя настоящим пилотом, а встраиваемый в очи или шлем, так называемый «Трек модуль», позволит вам поворачивать видео камеру, установленную на специальный поворотный кронштейн, в ту сторону в которую вы повернули голову, что еще дает еще больший эффект присутствия и делает полет более удобным и интересным.

Подключение FPV так же может содержать еще один компонент, который не является абсолютно обязательным, но его присутствие очень сильно облегчает полет от первого лица и делает его более удобным и безопасным, речь идет о возможности передачи вместе с видео сигналом, данных телеметрии, в которые может быть включены такие показания как, GPS координаты, уровень заряда аккумулятора, уровень потребления тока, и направление на точку дом, что позволит вам не заблудится и безопасно вернуть свой аппарат к месту взлета. За передачу данный телеметрии отвечает модуль “OSD”, подключаемый между видеокамерой и видео передатчиком. Модуль “OSD” микширует видео сигнал с видеокамеры с данными телеметрии, получаемые с различных датчиков, и уже смикшированное видео передает на вход видео передатчика.

FULL HD видео линк



Подключение FPV с качеством HD видео, и передачей в цифровом виде. Последнее веянья в области FPV является передача уже HD видео с применением цифровых технологий. На сегодняшний момент единственным выпускающимся серийно и доступным по цене устройством, является Lightbridge HD link от фирмы DJI, обеспечивающий передачу видео сигнала с качеством Full HD 1920х1080 пикселей, на расстояние около двух километров. Так же есть много самодельных решений, позволяющих передавать цифровое видео, использую например технологию Wi-Fi, но все эти разработки носят больше экспериментальный характер, не имеют массового применения, и остаются уделом энтузиастов.